|
Ковалевский настойчиво
обращал внимание на такое качество "всесословного" общества, как
провозглашение гражданского и политического равенства, прав и свобод личности,
юридических гарантий этих прав и свобод, которые, по его мнению, обусловливают
"общенациональный характер" права, согласование интересов личности,
групп, классов, общества в соответствии с социальной солидарностью. Ковалевский был сторонником
глубоких реформ, ведущих к утверждению "всесословного" (т.е.
гражданского) общества. Он писал, что революция как средство социального
изменения вызывается ошибками правительства, которое не удовлетворяют
справедливые, естественные для своего времени требования народа. Кроме того,
революция всегда предполагает насилие, а значит, нарушение "замиренной
среды" в обществе. "Нам совершенно чужда мысль об уничтожении разом
чего бы то ни было и создании сразу нового строя, новой религии или новой
морали, — утверждал ученый. — При медленности общественных изменений прогресс
более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции, или,
выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения
порядка". Ковалевский не одобрял
самодержавие, но был сторонником сохранения монархии в России: "Республика
кажется мне в России так же мало мыслимой, как и монархия во Франции". Он
считал возможным эволюционное развитие самодержавия в "демократическую
монархию", основанную на конституции и представительном правлении.
"Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только
империей всенародной, — рассуждал Ковалевский. — Сохраняя наследственное
руководительство нации ее историческим вождем, положим в основу русского
обновления систему самоуправления общества". § 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. ШершеневичаТеоретик права и государства
Габриэль Феликсович Шершеневич
(1863—1912) был профессором Казанского университета, а с 1906 по 1911 г.
преподавал гражданское право в Московском университете. Ему принадлежит ряд
крупных произведений: "История философии права" (1904—1905 гг.),
"Наука гражданского права в России" (1893 г.), "Курс торгового
права" (1899 г.), "Общая теория права" (1910—1912 гг.) в 4-х
выпусках, "Общее учение о праве и государстве" (1911 г.) и др. Ряд
работ Шершеневич посвятил конкретным проблемам теории права: "О применении
норм права" (1893 г.), "Общее определение понятия о праве" (1896
г.), "О чувстве законности" (1897 г.) и др. Свое учение о праве и
государстве Шершеневич создавал на основе формально-догматической методологии
юридического позитивизма. Изучая правовые явления и конструируя свое понимание
науки о праве, Шершеневич использовал также достижения социологии, философии,
политической экономии и других наук. Одной из центральных тем
науки о праве в тот период было построение философии права и ее отграничение от
общей теории права. Философия права, по
Шершеневичу, изучает право в двух аспектах: право, как оно есть, и право, каким
оно должно быть. Теоретическая часть философии права должна исследовать догму
права, т.е. основные понятия юридических наук — источники права, нормы права,
правоотношения, применение права, юридическую ответственность, государство и
общество. Изучая положительное право государства, писал Шершеневич, можно
узнать тенденции развития права того или иного государства, однако невозможно и
нет необходимости постигать вечную идею права. Научная философия права, считал
Шершеневич, строит свои понятия только на позитивном (действующем) праве; лишь
таким способом возможно исследование проблем государства и права с позиций историко-сравнительного
правоведения. Ошибка современного
правоведения, полагал Шершеневич, в том, что оно "тоскует по идеалу"
вместо того, чтобы заняться исследованием юридических вопросов, определяемых
временем и местом, т.е. правом, как оно есть. |
Реклама: |