|
После смерти учителя
Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в
Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола —
будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины
он открыл собственную философскую школу — Ликей. Свое политико-правовое учение
Аристотель изложил в трактатах "Политика" и "Никомахова
этика". К ним примыкает сочинение "Афинская полития", содержащее
исторический очерк развития государственного устройства Афин. Философские воззрения
мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что
Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или
понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от
явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию
естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы
идеалистической метафизики. Согласно его взглядам каждая
вещь состоит из материи и формы. Например, в медном шаре медь является
материей, тогда как форма шара придает данной вещи именно тот конкретный вид,
который позволяет отличить ее от других предметов, а следовательно, и познать.
Форма — это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи,
его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только
благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение
природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией — учением о
целесообразном строении мира. Положение о
предустановленных в природе целях составило методологическую основу
политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность,
рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные,
существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и
права эта концепция была направлена против демократических учений Протагора и других
софистов о возникновении общества. Государство, по Аристотелю,
образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом
общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей
возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет
государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью
реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек,
гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо
политическое". В отличие от семьи и
селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти,
государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое
сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели.
"Государство не есть общность местожительства, оно не создается для
предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия
должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех
их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда
образуется общение между семьями и родами ради благой жизни". Как наиболее
совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически
семье и селению, т.е. является целью их существования. Подытоживая свои рассуждения
по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее
определение: государство — это "общение подобных друг другу людей ради
достижения возможно лучшей жизни". Аристотель вкладывал в данное определение
вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные
граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей,
достойных общения на равных с гражданами государства. Неразвитые в духовном
отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел — быть рабами у
греков. "Варвар и раб по природе своей понятия тождественные".
Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы
рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан,
совместно управляющих делами рабовладельческого общества. |
Реклама: |