|
В-четвертых, Платон подробно
описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего
строя. В отличие от первого проекта здесь проводятся идеи смешанной формы
государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми. Идеальным государственным
устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и
монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического
равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип
геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические
начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На
сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37
правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов
тайное "ночное собрание", в которое входят 10 самых мудрых и
престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве. Все выборные государственные
органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же
касается мудрецов из "ночного собрания", то они причастны к божественной
истине и в этом смысле стоят над законом. Согласившись с тем, что общественную
жизнь необходимо урегулировать нормами писаного права, Платон не мог по своим
идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью.
"Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек,
достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон,
— то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни
какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания". Рассматривая взгляды
философа на закон, следует избегать их модернизации. Дело в том, что отдельные
положения древних мыслителей используются при обосновании современных концепций
государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о
необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко
ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге "Законы"
Платон писал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет
силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над
правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага,
какие только могут даровать государствам боги". Однако такие высказывания
нельзя вырывать из контекста произведения. Ведь под законом здесь понимается не
что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми
людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном
фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее,
установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности). В диалоге
"Политик" Платон выделил формы государства, основанные на законе. По
его словам, монархия, аристократия и демократия опираются на закон, тогда как
тирания, олигархия и извращенная демократия управляются вопреки существующим в
них законам и обычаям. Однако все перечисленные формы правления, как
подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального,
"подлинного" государства, где политик единолично осуществляет власть,
"руководствуясь знанием". Смысловое содержание учения Платона не
совпадает с современными формулами правового государства. Политико-правовая доктрина
Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму
государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или
самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства.
Изложенные в диалогах мыслителя социально-политические программы являлись с
этой точки зрения консервативными. § 4. Политическое и правовое учение АристотеляРазработку идеологии
полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384— 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой
греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в
литературе, — Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в
платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. |
Реклама: |