|
Бакунин отмечал, что в
русском народе существуют "необходимые условия социальной революции. Он
может похвастаться чрезмерною нищетою, а также и рабством примерным. Страданиям
его нет числа, и переносит он их не терпеливо, а с глубоким и страстным
отчаянием, выразившимся уже два раза исторически, двумя страшными взрывами:
бунтом Стеньки Разина и Пугачевским бунтом, и не перестающим поныне проявляться
в беспрерывном ряде частных крестьянских бунтов". Исходя из основных положений
теории "русского социализма", Бакунин считал, что в основании
русского народного идеала лежат три главные черты: во-первых, принадлежность
земли народу; во-вторых, право на пользование ею не лицом, а целой общиной,
миром; в-третьих (не менее важно, чем две предыдущие черты), "общинное
самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к
государству". Вместе с тем, предупреждал
Бакунин, русскому народному идеалу присущи и затемняющие черты, замедляющие его
осуществление: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром, 3) вера в царя. В
виде четвертой черты можно прибавить христианскую веру, писал Бакунин, но в
России этот вопрос не так важен, как в Западной Европе. Поэтому социальные
революционеры не должны ставить религиозный вопрос на первый план пропаганды,
поскольку религиозность в народе можно убить только социальной революцией. Ее
подготовка и организация — главная задача друзей народа, образованной молодежи,
зовущей народ к отчаянному бунту. "Надо поднять вдруг все деревни".
Эта задача, замечал Бакунин, не проста. Всеобщему народному
восстанию в России препятствуют замкнутость общин, уединение и разъединение
крестьянских местных миров, писал Бакунин. Нужно, соблюдая самую педантичную
осторожность, связать между собой лучших крестьян всех деревень, волостей, по
возможности — областей, провести такую же живую связь между фабричными
работниками и крестьянами. Бакунину принадлежит идея всенародной газеты для
пропаганды революционных идей и организации революционеров. Призывая образованную
молодежь к пропаганде, подготовке и организации всенародного бунта, Бакунин
подчеркивал необходимость действий по четко обдуманному плану, на началах самой
строгой дисциплины и конспирации. При этом организация социальных
революционеров должна быть скрытой не только от правительства, но и от народа,
поскольку свободная организация общин должна сложиться как результат
естественного развития общественной жизни, а не под каким-либо внешним
давлением. Бакунин резко порицал доктринеров, стремившихся навязать народу
политические и социальные схемы, формулы и теории, выработанные помимо народной
жизни. С этим связаны его грубые выпады против Лаврова, ставившего на первый
план задачу научной пропаганды и предполагавшего создание революционного
правительства для организации социализма.
Последователи Бакунина в
народническом движении назывались "бунтари". Они начали хождение в
народ, стремясь прояснить сознание народа и побудить его к стихийному бунту.
Неудача этих попыток привела к тому, что бакунистов-бунтарей потеснили (но не
вытеснили) "пропагандисты", или "лавристы", ставившие
задачей не подталкивание народа к революции, а систематическую революционную
пропаганду, просветительство, подготовку в деревне сознательных борцов за
социальную революцию. Петр Лаврович Лавров (1823—1900) с
1873 г. в эмиграции издавал журнал "Вперед!". Им написан ряд работ,
пропагандировавших теорию "русского социализма". Лавров высоко ценил
науку и стремился обосновать теорию социализма новейшими достижениями
политэкономии, социологии и естественных наук. "Лишь успехи биологии и
психологии, — утверждал Лавров, — подготовили в нашем веке правильную
постановку вопросов научного социализма". Теорию Маркса он оценивал как
"великую теорию фатального экономического процесса", особенно за
критику западноевропейского капитализма, отвечающую стремлениям русских
социалистов миновать в России эту стадию развития. |
Реклама: |