|
Известным вкладом в теорию "русского социализма"
была выведенная Лавровым "формула прогресса": "Развитие личности в физическом,
умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины, и
справедливости". Социализм в России, писал
Лавров, подготовлен ее экономическим строем (общинное землепользование) и будет
достигнут в результате повсеместной народной революции, которая создаст
"народную федерацию русских революционных общин и артелей". В отличие от Бакунина Лавров
считал государство злом, которое нельзя уничтожить сразу, а можно только
довести "до минимума несравненно меньшего, чем те минимумы, которые
представляла предшествующая история". Государство будет сведено к
"минимальному минимуму" по мере нравственного воспитания общества,
утверждения солидарности (чем меньше в обществе солидарности, тем
могущественнее государственный элемент). Главные положения
("боевой крик") рабочего социализма Лавров определял следующим
образом: "Прекращение эксплуатации человека человеком. Прекращение управления
человека человеком. В последней формуле,
конечно, слово "управление" должно быть понято не в смысле
добровольного подчинения одной личности в данном случае руководству другой, —
пояснял Лавров, — но в смысле принудительной власти
одной личности над другою". Полемизируя с "якобинской
теорией" Ткачева (см. далее), Лавров писал, что "всякая диктатура
портит самых лучших людей... Диктатуру вырывает из рук диктаторов лишь новая
революция". И все же для построения социализма, по Лаврову, необходима
государственная власть как форма руководства коллективной деятельностью и
применения насилия к внутренним врагам нового строя. Существенные разногласия
Лаврова и Бакунина сводились к тому, что если первый считал государство только
средством для достижения социальных целей, то второй замечал склонность
государства становиться самоцелью; возражения Бакунина, как отмечено, вызывало
также намерение Лаврова строить новое общество по разработанному научному
плану, предпослав народной революции неопределенно-продолжительный период
пропаганды. Теоретиком народничества был
также Петр Никитич Ткачев (1844—1885). С 1875
г. он издавал (в Женеве) журнал "Набат" с эпиграфом: "Теперь,
или очень нескоро, быть может — никогда!" В отличие от других
народников Ткачев утверждал, что в России уже нарождаются формы буржуазной
жизни, разрушающие "принцип общины". Сегодня государство — фикция, не
имеющая корней в народной жизни, писал Ткачев, но завтра оно станет
конституционным и получит могучую поддержку объединенной буржуазии. Поэтому
нельзя терять время на пропаганду и подготовку революции, как предлагают
"пропагандисты" (сторонники Лаврова). "Такие минуты не часты в
истории, — писал Ткачев о состоянии России. — Пропустить их — значит
добровольно отсрочить возможность социальной революции надолго, — быть может,
навсегда". "Революционер не подготовляет, а "делает"
революцию". Вместе с тем Ткачев считал бесполезным звать народ к бунту,
особенно во имя коммунизма, который чужд идеалам русского крестьянства. Вопреки
мнению "бунтарей" (сторонников Бакунина) анархия — идеал далекого
будущего; она невозможна без предварительного установления абсолютного
равенства людей и воспитания их в духе всеобщего братства. Сейчас анархия —
нелепая и вредная утопия. Задача революционеров, по
мнению Ткачева, в том, чтобы ускорить процесс общественного развития;
"ускориться же он может лишь тогда, когда передовое меньшинство получит
возможность подчинить своему влиянию остальное большинство, т.е. когда оно
захватит в свои руки государственную власть". Партия умственно и нравственно
развитых людей, т.е. меньшинство, должна получить материальную силу путем
насильственного переворота, утверждал Ткачев. "Ближайшая цель революции
должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного
государства. Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть
еще революция. Это только ее прелюдия. Революция осуществляется революционным
государством". |
Реклама: |