|
В "Современнике"
Чернышевский доказывал, что политические формы важны "только по своему
отношению к экономической стороне дела, как средство помочь экономическим
реформам или задержать их". В то же время он отмечал, что "никакая
важная новость не может утвердиться в обществе без предварительной теории и без
содействия общественной власти: нужно же объяснить потребности времени,
признать законность нового и дать ему юридическое ограждение".
Предполагалось, очевидно, существование ответственной перед народом власти,
обеспечивающей переход к социализму и коммунизму. Необходимость государства,
по мнению Чернышевского, порождена конфликтами, обусловленными несоответствием
между уровнем производства и потребностями людей. В результате роста
производства и перехода к распределению по потребностям (принцип Луи Блана)
исчезнут конфликты между людьми, а тем самым и надобность в государстве. После
длительного переходного периода (не менее 25—30 лет) будущее общество сложится
в федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин,
промышленно-земледельческих объединений, фабрик и заводов, перешедших в
собственность работников. В статье "Экономическая деятельность и
законодательство" Чернышевский, порицая теорию буржуазного либерализма,
доказывал, что невмешательство государства в экономическую деятельность обеспечивается
только заменой частнособственнического строя общинным владением, которое
"совершенно чуждо и противно бюрократическому устройству". В "Современнике"
критиковались западноевропейские либеральные теории и развивающийся
конституционализм. "Все конституционные приятности, — писал Чернышевский,
— имеют очень мало цены для человека, не имеющего ни физических средств, ни
умственного развития для этих десертов политического рода". Ссылаясь на
экономическую зависимость трудящихся, Чернышевский утверждал, что права и свободы,
провозглашенные в странах Запада, вообще являются обманом: "Право,
понимаемое экономистами в абстрактном смысле, было не более как призраком,
способным только держать народ в мучении вечно обманываемой надежды". Негативное отношение
теоретиков "русского социализма" к формальному равенству, к
парламентаризму впоследствии немало способствовало принципиально отрицательному
отношению народников (до 1879 г.) к политической борьбе, к конституционным
правам и свободам. После отмены крепостного
права наступил спад в распространении и развитии идей "русского
социализма". О десятилетии 1863— 1873 гг. Лавров (см. далее) писал, что
это было "время глухое, томительное и безжизненное". В 1873 г. началось и в
следующем году приняло массовый размах "хождение в народ" сотен и
тысяч пропагандистов, звавших крестьян к низвержению царя, чиновников и
урядников, к общинному устройству и управлению. В эмиграции увеличилось издание
русской литературы социально-революционного направления. К 1876 году сложилась
народническая организация "Земля и Воля". Идейной основой
народничества была теория "русского социализма". В процессе
осуществления этой теории внутри народничества определились разные направления,
имеющие своих идеологов. Признанным идеологом
народничества являлся и теоретик анархизма М. А. Бакунин (см. § 3). Он полагал,
что Россия и вообще славянские страны могут стать очагом всенародной и
всеплеменной, интернациональной социальной революции. Славяне, в
противоположность немцам, не питали страсти к государственному порядку и к
государственной дисциплине. В России государство открыто противостоит народу:
"Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех
представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись". Написанное Бакуниным и опубликованное
в 1873 г. "Прибавление А" к книге "Государственность и
анархия" стало программой хождения в народ пропагандистов всенародного
бунта. |
Реклама: |