|
Следующий вид
государственного устройства — олигархия — появляется в результате скопления
богатства у частных лиц. Этот строй основан на имущественном цензе. Власть
захватывают немногие богатые, тогда как бедняки не участвуют в управлении.
Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет
постоянно воевать само с собой. Победа бедняков приводит к
установлению демократии — власти народа. Общественные должности при демократии
замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в
неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие и
безначалие. Наконец, чрезмерная свобода
обращается в свою противоположность — чрезмерное рабство. Устанавливается
тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве и
насилии. Тиранический строй — это самое тяжелое заболевание государства, полное
отсутствие в нем каких бы то ни было добродетелей. Главной причиной смены всех
форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных
состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению
мудрых. Нарисованная философом
картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась
понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы,
имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост
имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической
концепции. Идеологически она была направлена против демократических учений о
совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился
опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от стародавних порядков,
проводил идею циклического развития истории. Диалог "Законы"
является последним сочинением Платона. Его написанию предшествовали неудавшиеся
попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии,
первоначальный проект наилучшего государства. В "Законах" Платон
изображает "второй по достоинству" государственный строй, приближая
его к действительности греческих полисов. Основные отличия диалога
"Законы" от диалога "Государство" таковы. Во-первых, Платон отказывается
от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан
единый порядок пользования имуществом. Земля является собственностью
государства. Она делится на равные по плодородию участки. Каждый гражданин
получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все
остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но
ее размеры ограниченны, Для удобства расчетов (при замещении государственных
должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число
граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и
торговцы гражданскими правами не обладают. Во-вторых, деление граждан
на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права
граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из
четырех классов, различающихся по степени богатства. Разбогатев или обеднев,
они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие.
Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в
войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в
совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п. В-третьих, производственные
потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет
рабского труда (в диалоге "Государство" рабы упоминались, но Платон
не нашел для них места в экономике идеального полиса). Во "втором по
достоинству" государстве "земледелие предоставлено рабам, собирающим
с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве". Вместе с
признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к
производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует
землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не
провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство,
как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию
положение. |
Реклама: |