|
В ряде работ Маркс и Энгельс
одобряли Парижскую коммуну 1871 г. В работе "Гражданская война во
Франции" Маркс высоко оценивал мероприятия Парижской коммуны. Отмечая ряд
особенностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному органу
городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязанность отчитываться
перед избирателями, выборность и сменяемость всех должностных лиц, соединение в
Совете коммуны законодательных и исполнительных функций и др.), Маркс писал,
что "Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей
корпорацией... Она была, по сути дела, правительством рабочего класса... Она
была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться
экономическое освобождение труда". Политико-правовое учение
марксизма содержит идею отмирания политической власти (государства) в
коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными
интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим
государство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставившим
задачу отправить в будущем обществе государство "в музей древностей, рядом
с прялкой и с бронзовым топором". Маркс и Энгельс
разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жестокой борьбе
с другими социалистическими и коммунистическими учениями. Большая часть их
произведений носит острополемический характер, посвящена разоблачению
буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических и
коммунистических теорий того времени. Уже в книге "Нищета философии"
крайне резко критикуется доктрина Прудона, в "Манифесте коммунистической
партии" все вообще социалистические и коммунистические теории той эпохи
отвергаются как реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные,
утопические и т.п. Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем
другим идеям и теориям опирались на незыблемую уверенность в научности
собственной доктрины. Авторы "Манифеста коммунистической партии"
открыто притязали на то, что только у них в теоретическом отношении "перед
остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих
результатов пролетарского движения". Однако марксизм, несмотря на
все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и
догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков
единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного
направления политико-правовой идеологии способствовало участие Маркса и
Энгельса в деятельности Международного Товарищества Рабочих (Интернационала).
Через эту организацию они получили возможность широкого для того времени
идейного влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с "Манифеста
коммунистической партии" марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо
страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению
и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или
опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на
выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были
популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с
самого начала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно
с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом. Важную роль играло и то
обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в
окаймлении социал-демократических идей. Суть дела в том, что партии,
поддерживавшие марксистскую критику капитализма, соединяли ее с идеями
социальной демократии и боролись за практическое улучшение жизни наемных
рабочих не в далеком будущем (после победы коммунистической революции), а уже в
современном им обществе, при капитализме. "Манифест коммунистической
партии" не утратил значения программного документа, однако стремление
сторонников марксизма опереться на социал-демократическое движение привело к
тому, что марксистскую теорию стали называть "научным социализмом",
особенно после опубликования работ Энгельса "Анти-Дюринг" (1878 г.) и
"Развитие социализма от утопии к науке" (1880 г.). |
Реклама: |