|
Это может, конечно,
произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право
собственности и в буржуазные производственные отношения". Там же
перечислены конкретные мероприятия, необходимые для переворота во всем способе
производства (отмена права наследования, высокий прогрессивный налог,
конфискация имущества эмигрантов и мятежников, монополизация государственного
банка, подчинение производства плану, учреждение промышленных армий, в
особенности для земледелия, и др.). В начале 50-х гг. Маркс
назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на
О. Бланки. "Этот социализм, — писал Маркс о революционном коммунизме
Бланки, — есть объявление непрерывной революции,
классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень
к уничтожению классовых различий вообще". Об идее диктатуры
пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно. Существенные новшества,
внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе "Критика Готской
программы" (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического
общества, на первой из которых "в обществе, основанном на началах
коллективизма", сохранится "узкий горизонт буржуазного права" в
связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда
осуществится принцип распределения "по потребностям", отпадет
надобность в праве и государстве. Упоминание в этой работе и о диктатуре
пролетариата, и о "будущей государственности коммунистического
общества" впоследствии создало ряд теоретических неясностей об исторических
рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею "общенародного
государства", против которой Маркс энергично возражал в той же самой
работе. Другие дополнения и
уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в
суждениях о темпах и формах развития революции. В 70-е гг. Маркс говорил о
возможности мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии
и США (предположительно сказано о Голландии), где не было развитого
военно-бюрократического аппарата исполнительной власти. Энгельс в 90-е гг.
писал, что можно "представить себе" (чисто теоретически) мирное
осуществление требований социалистической партии в демократических республиках
(Франция, Америка) или в таких монархиях, как Англия. Мысли о возможности
"легальной" пролетарской революции подробно изложены в последней
работе Ф. Энгельса — во "Введении" к "Классовой борьбе во
Франции с 1848 по 1850 г." К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса
в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и
протестуя против сокращения рассуждений об "уличных боях" в своем
"Введении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс
пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что
буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии
больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов
восстания. Ссылаясь на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в
промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых
буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может
воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений.
Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщего
избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал
Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким
виделся в 1848 г., — история свидетельствовала, что тогдашний уровень
экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического
способа производства. Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г.), писал
Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она
принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за
позицией. Использование всеобщего избирательного права и экономический
переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству. |
Реклама: |