|
В борьбе за влияние на
рабочее движение немалое значение имела также теоретическая и публицистическая
деятельность Маркса и Энгельса, особенно опубликование первого тома
"Капитала", считавшегося последним словом политической экономии. Основным предметом
ожесточенных дискуссий в Международном Товариществе Рабочих с анархистами и в
немецком рабочем движении с лассальянцами была идея политической революции и
диктатуры пролетариата. Марксизм сближала с анархистами идея отмирания
государства, но анархисты отрицали политическую борьбу и пролетарское
государство. С лассальянцами общим было признание необходимости политической
деятельности, особенно борьбы за избирательное право, но лассальянцы были
противниками насильственных политических революций и диктатуры. § 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократииИдеология социальной
демократии сложилась из ряда идей и стремлений первой половины XIX в. Еще тогда
зародилась идея государства, помогающего трудящимся осуществить глубокий
общественный переворот. Для этого государство должно стать демократическим, со
всеобщим избирательным правом, без каких бы то ни было имущественных цензов.
Такое государство, как предполагалось, окажет помощь наемным рабочим в
организации производственных мастерских, коопераций, объединений, которые
постепенно вытеснят буржуазию из всех сфер экономической деятельности. Немалую роль в
распространении идей социальной демократии играло неверие их сторонников в
возможность насильственного, принудительного создания социалистического строя. Наиболее ярким теоретиком
социальной демократии второй половины XIX в. был публицист и адвокат Фердинанд Лассалъ (1825— 1864). Его усилиями была создана в
1863 г. первая рабочая социалистическая партия "Всеобщий германский
рабочий союз". Талантливый агитатор и
пропагандист, Лассаль называл себя учеником Маркса. Зная наизусть
"Манифест коммунистической партии" и экономические труды Маркса, он
так активно и широко пропагандировал его идеи в немецком рабочем движении, что
после гибели Лассаля Маркс счел необходимым на первой же странице
"Капитала" (1867 г.) заявить о своем авторстве идей, распространенных
Лассалем. Однако теория Лассаля и ее
практические приложения, как там же писал Маркс, отличались от марксизма.
Лассаль не хотел звать рабочий класс к насильственной коммунистической
революции, он не верил в ее успех. Лассаль не желал повторения "ужасов
июньских дней" (жестокого подавления восстания парижского пролетариата в
1848 г.), он стремился к тому, чтобы инициатива решения социального вопроса
явилась результатом науки и согласия, "а не ненависти и дикой санкюлотской
ярости". Приверженец идей не только
Маркса, но и Гегеля, Лассаль считал государство воплощением публичного
интереса, противостоящего индивидуализму и социальному эгоизму. В книге
"Программа работников" он писал, что нравственная природа
государства, его истинное и возвышенное предназначение состоят в развитии рода
человеческого по направлению к свободе. История человечества — это борьба с
природой, нищетой, невежеством, бедностью, бессилием, неволей всякого рода.
"Постепенное преодоление этого бессилия — вот развитие свободы, которое
составляет история". Организующим и объединяющим
началом общества и его истории является государство, утверждал Лассаль. Однако
в современном обществе государство не соответствует своей идеальной сущности,
поскольку буржуазия подчиняет государство "грубой материи денег". При
помощи имущественного ценза буржуазия превращает государство в своего слугу,
охранника, "ночного сторожа". Это определение
"государство —ночной сторож" надолго установилось в публицистике и в
научной литературе за буржуазным государством, которое в соответствии с
доктриной классического либерализма осуществляло только охранительные функции и
никаких социальных. |
Реклама: |