|
Платоновское определение
справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей
на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала
Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей
частицы металлов: в души тех из них, что способны править и потому наиболее
ценны, он примешал золота, в души их помощников — серебра, а в души
земледельцев и ремесленников — железа и меди. Если же у последних родится
ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды
возможен только по инициативе правителей. Во главе государства,
утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и
способных воплотить небесный мир идей в земной жизни. "Пока в государствах
не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не
станут благородно и основательно философствовать.., до тех пор государствам не
избавиться от зол". В проекте идеальной организации власти Платон отходит
от принципов "аристократии крови" и заменяет ее "аристократией
духа". Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами
духовной элиты — интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством
и т.п. Механизму осуществления
власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге
"Государство" особого значения. В частности, по поводу формы
правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо
монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей
будет несколько. Основное внимание здесь уделяется проблемам воспитания и
образа жизни граждан. Чтобы достигнуть единомыслия
и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей
государства, Платон устанавливает для них общность имущества и быта.
"Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью,
если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого
жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий".
Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде
натуральных поставок. Денег у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща,
как во время военных походов. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится
общность жен и детей. Образ жизни низшего сословия
Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и
разделения труда. Крестьянам и ремесленникам разрешалось иметь частную
собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Отметив значение разделения
труда в экономической жизни общества, Платон тем не менее выступал за
ограничение хозяйственной активности и сохранение аграрно замкнутого,
самодостаточного государства. Производственную деятельность земледельцев и
ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы
обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить
возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе
имущественного расслоения — важнейшая социально-экономическая особенность
идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В
последних "заключены два враждующих между собой государства: одно —
бедняков, другое — богачей". Прообразом идеального
государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта, точнее,
сохранявшиеся там патриархальные отношения — организация жизни господствующего
класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового
брака и др. Характеризуя извращенные
формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по
сравнению с идеалом. Вырождение аристократии
мудрых, по его словам, влечет за собой утверждение частной собственности и
обращение в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возникает
критско-спартанский тип государства, или тимократия (от "тиме" —
честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением
будет вечно воевать. |
Реклама: |