|
Под влиянием критики со
стороны идейных противников, в первую очередь Платона и Аристотеля, термин
"софистика" приобретает значение мнимой, поверхностной философии и со
временем становится именем нарицательным для обозначения всякого рода словесных
и логических передержек. Разработку политико-правовых
идей демократии в IV в. до н.э. продолжили ораторы во главе с Демосфеном. В
своих речах они подчеркивали равенство граждан, незыблемость закона как гаранта
гражданских прав, защищали права собственников на свое имущество, указывая на
положительную роль богатства в государственной жизни, доказывали преимущества
демократического строя по сравнению с другими формами государства, а также
призывали к объединению греческих полисов под властью Афин. Идейное наследие
древнегреческой демократии послужило одним из источников политико-правовых
концепций Нового времени. § 3. Учение Платона о государстве и законахКризис мифологического
мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати
пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, способные
противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития
идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и
Аристотеля. Платон (427—347 гг.
до н.э.) — родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды
сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в
беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в
ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так
называемых сократических диалогов. После казни Сократа в 399 г.
до н.э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и
Южную Италию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую школу под
названием "Академия". Диалоги и письма, написанные Платоном после
создания Академии, относят к зрелым произведениям мыслителя. Сердцевину платоновской
философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон
противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют
где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще
истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение
между "подлинным бытием" и миром небытия. Точно так же и человек: до
того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей.
Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть
истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она
созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный идеализм Платона
смыкался с религией и мистикой. Философия в его трудах, особенно поздних,
приобретала черты теологии. Возражая софистам как представителям наивного
материализма, Платон без обиняков писал: "Пусть у нас мерой всех вещей
будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки
утверждению некоторых". Политико-правовым вопросам
посвящены самые крупные диалоги Платона — "Государство" и
"Законы". В диалоге
"Государство" идеальный государственный строй Платон рассматривал по
аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть
три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души
в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу —
воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное
деление общества Платон объявил условием прочности государства как совместного
поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в сословие стражей
или философов недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый
человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы.
"Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть
справедливость". |
Реклама: |