|
Главной особенностью России,
отличающей ее от Запада, славянофилы называли "общинное начало",
"соборность", единодушие и согласие. В славянском мире личность
органически включена в общность. "Общинный быт славян основан не на
отсутствии личности, — писал Самарин, — а на свободном и сознательном ее
отречении от своего полновластия".
Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на "просветление
общинного начала общинным церковным (началом)". Это просветление и
гарантии внутренней свободы даются православием, сохранившим подлинное
христианство, не оскверненное античным рационализмом: "Истина науки в
истине православия". Православный народ сохранил "живое знание"
и "цельную личность". Славянский мир выше всего ценит общность и
свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с богом). Поэтому у
России свой, особый путь, отличный от "ложных начал исторической жизни
Запада". Общие верования и обычаи
славян делают лишними насильственные законы. Государство и внешняя свобода, по
учению славянофилов, — ложь и неизбежное зло; славяне для того и призвали
варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю. Славянофилы утверждали, что
до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и
земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и
узаконив "мерзость рабства". Насаждение Петром западных начал, чуждых
славянскому духу, нарушило внутреннюю, духовную свободу народа, разъединило
верхи общества и народ, разобщило народ и власть. С Петра I берет начало
"душевредный деспотизм". Резко осуждая
"петербургскую бюрократию", славянофилы одобряли самодержавие:
самодержавие лучше всех других форм именно по той причине, что любое стремление
народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного
пути. К. Аксаков принципиально отрицал надобность каких бы то ни было
политических свобод: "Отделив от себя правление государственное, народ
русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему
возможность жить этой общественной жизнью". Необходимость и полезность
самодержавия объяснялись тем, что народ не стремится к политической свободе, а
"ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной
жизни внутри себя". Самарин возражал против
дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что
такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой,
антинародной — немецкой, французской или английской, но не русской
конституцией. Исходя из суждения, что
"государство как принцип — ложь", славянофилы пришли к своей
знаменитой формуле: "сила власти — царю; сила мнения — народу". Они
утверждали, что в допетровской Руси проявлением единства власти и народа были
Земские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать
решение, власть должна выслушать землю. Единство власти и народа в Московской
Руси XVII в. понималось как союз самоуправляющихся земледельческих общин при
самодержавной власти царя. Развивая свои мысли о
соотношении внутренней и внешней свобод, славянофилы порой приходили к
радикальным для России того времени выводам: "Правительству — право
действия и, следовательно, закона, народу — сила мнения и, следовательно,
слова". Славянофилы, как и
западники, выступали за освобождение крестьян. Хотя, по мнению славянофилов,
противна всякая революция русскому духу — "рабы сегодня — бунтовщики
завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта" Славянофилы первыми обратили
внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В
крестьянской общине они видели проявление соборности, коллективных начал
славянского быта, преграду частной собственности и "язвы
пролетариатства", "балласт разумного консерватизма против наплыва
всяких чужеземных теорий демократизма и социализма". При отмене
крепостного права славянофилы предлагали наделить крестьян землей, сохранив
общину как залог "тишины внутренней и безопасности правительства". |
Реклама: |