|
Видным западником был
историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин
(1818—1885). Следуя мысли Гегеля о том, что в основе развития германских племен
лежало "личностное начало", определившее всю послеантичную историю
Западной Европы, Кавелин доказывал, что в истории русского права личность
всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. Поэтому
если история Запада была историей развития свобод и прав личности, то русская
история была историей развития самодержавия и власти. Первой личностью в
истории России Кавелин считал Петра I, который подготовил (только подготовил)
страну к восприятию идей права и свободы: "Петровская эпоха была, во всех
отношениях, приготовлением, при помощи европейских влияний, к самостоятельной и
сознательной народной жизни. Участие европейского элемента в нашем быту было
нужно не для одних практических целей, но и для нашего внутреннего
развития". Как и другие западники, Кавелин осуждал крепостное право; в
период подготовки крестьянской реформы он высказывался против политических
преобразований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена в России,
дворянство использует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ. В среде западников
обсуждались не проекты конституции будущей России, а общие перспективы развития
страны в связи с историей других европейских стран. Очень осторожно западники
касались проблем самодержавия, православия, народности. По их мнению, развитие
государственного строя России рано или поздно само собой встанет на
конституционный путь. Основной и первостепенной задачей западники считали
крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преждевременное создание в
России представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит
политическую роль дворянства, а потому замедлит отмену крепостного права.
Проблемы православия затрагивались западниками в неподцензурной печати. В
знаменитом "Письме к Гоголю" В. Г. Белинский писал, что православная
церковь в России "всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма". Для западников
первостепенной была проблема прав личности. Белинский в 1846 г. писал Герцену о
лекциях Кавелина: "Основная мысль их о племенном и родовом характере
русской истории в противоположность личному характеру западной истории —
гениальная мысль". Обсуждение проблем личности, ее прав и свобод
закономерно привело к вопросу о гарантиях этих прав и свобод в условиях
становления промышленно-капиталистического общества. Часть западников
склонялась к идеям социализма (например, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П.
Огарев), другие же — были противниками этих идей (в частности, Т. Н. Грановский,
К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. С. Тургенев). К концу 30-х гг. оформились
в течение общественной мысли противостоящие западникам славянофилы.
Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, И. В. и П. В.
Киреевские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и
"Московитянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы
основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно, усматривая
особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе.
Славянофилы эту же проблему стремились решать положительно, исследуя те
особенности русской и славянской жизни, которых нет у других народов. Такой
подход привел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской
Московской Руси. Славянофилы утверждали, что
идеализированное западниками развитие германского начала личности не имеет ни
конца, ни выхода. На Западе личность понимается только в атомарном,
индивидуалистическом духе. Господствующий в странах Запада индивидуализм
породил эгоизм и грубый материализм, частную собственность, погоню за наживой,
стяжательство, суетность, "язву пролетариатства". Увлечение западных
стран политикой и законотворчеством создает лишь внешнюю свободу, повиновение
независимо от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и
протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного наследия. |
Реклама: |