|
Славянофилам были присущи
идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада,
они утверждали, что православный русский народ — богоносец с его старинными
формами общинности избавит от "скверны капитализма" сначала славян, а
затем и другие народы. Ряд идей славянофильства совпадал
с лозунгами официальной народности. Из провозвестников официальной народности
литератор Шевырев принадлежал к правому крылу славянофилов, а историк Погодин
обосновывал норманнскую теорию происхождения Русского государства в
славянофильском духе. Тем не менее критика бюрократии, защита свободы мнения и
свободы слова стали причиной преследования славянофилов правительством (за ними
был установлен тайный надзор, им запрещалось выступать в печати, Аксаков и
Самарин подвергались арестам и допросам). Острота споров славянофилов
и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы
познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности
России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной и сермяжной
действительности". Западники Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов
идею крестьянской общины, увидев в ней основу "русского социализма". § 7. ЗаключениеВ первой четверти XIX в. в
России наметились три основных течения политико-правовой идеологии, ставшие
актуальными на ряд десятилетий: либеральная идеология, предлагавшая путь
реформам для создания гражданского общества, радикально-революционная
идеология, пытающаяся достигнуть той же цели насильственным путем, и
консервативная (охранительная) идеология, выступавшая против всяких перемен.
Актуальность политико-правовых проблем, поставленных и по-разному решенных
этими направлениями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на
последующее исследование доктрин и движений той эпохи. Именно поэтому, в
частности, несколько десятилетий в нашей исторической литературе существовала
устойчивая идеологическая тенденция отрицательного отношения к реформистской
политико-правовой идеологии в России. Этим обусловлена недостаточная
изученность и противоречивость оценок политико-правовых доктрин западников,
славянофилов, других мыслителей. В последние годы многое здесь как бы
открывается заново, причем некоторые открытия перспективны с точки зрения
исторической науки (исследования связей идей западников и славянофилов с
теорией "русского социализма"), другие же представляют собой
рассчитанные на сенсацию фантастические домыслы, противоречащие источникам. Глава 22. БУРЖУАЗНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.§ 1. ВведениеВо второй половине XIX в. в
странах Западной Европы развивающееся гражданское общество освобождалось от
пережитков феодализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее
равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, делало чисто номинальными
дворянские титулы. Теряли былое значение привилегии дворянства, духовенства,
церкви. Права и свободы индивидов, поначалу выраженные в частном праве, вскоре
потребовали публично-правовых гарантий, ограничивающих произвол государственной
власти, ее вмешательство в частно-правовые отношения. Развитие
представительного государства в этот период связано с расширением круга лиц,
имеющих избирательные права, а также со становлением системы политических
партий, участвующих в выборах и деятельности законодательных учреждений.
Немалую роль в политической жизни играли широкие демократические движения (за
всеобщее избирательное право, в том числе для женщин, за социальные реформы и
др.). Существенные изменения
происходили в экономике. От первоначального капитализма, основанного на
индивидуальном предпринимательстве частных собственников, их конкуренцией
бесплановом производстве, финансовых авантюрах и спекуляциях, общество
постепенно переходило к капитализму, организованному в тресты, картели,
акционерные общества. |
Реклама: |