|
Целью любого государства,
отмечал Сперанский, является обеспечение безопасности личности, собственности и
чести каждого. Поначалу существовали лишь деспотические правительства, воле и
усмотрению которых народ предоставил правила достижения этой цели. Затем предпринимались
попытки народа принять коренные законы, ставящие пределы самодержавной воле.
Собрание этих коренных законов называется "конституция". Однако
конституция останется пустой теорией, если у законодательной власти не будет
сил заставить исполнительную власть подчиняться конституции. Суть дела в том,
полагал Сперанский, что любое правительство стремится к самовластию и для
достижения этой цели ослабляет народ, делит его на борющиеся между собой классы
по принципу "разделяй и властвуй". В этих условиях тщетно писать
конституции, не обеспечив их выполнение действительной государственной силой. Сперанский различает
"внешний образ правления" (постановления, грамоты, учреждения, уставы
об устройстве государства) и "внутренний образ правления", который
определяется им как "расположение государственных сил". Дело не в том, писал
мыслитель, как государство называется, какие законы и постановления
провозглашает — все это относится к "внешнему образу правления". Так,
наружный образ Рима под властью кесарей был республиканский: законы издавались
Сенатом, существовали народные трибуны и все республиканские органы, однако
свобода была уже ниспровергнута, а Рим неоспоримо имел деспотическое правление. Главное, по мнению
Сперанского, в том, ограничено ли самовластие правительства или, наоборот,
правительство является деспотическим: "Сила правительства ограничивается
равновесием сил народных. В сем состоит внутренний образ правления". Рассуждение, что сила правительства может быть ограничена волей народа, Сперанский отвергает: "Это бы значило
хотеть пространство измерить весом". Действительная конституция
страны существует не на бумаге ("внешний образ правления"), а в
реальном ("вещественном") распределении сил государства на все
состояния народа, подчеркивал он. Исходя из изложенного
Сперанский дает очень резкую характеристику современному ему общественному и
государственному строю России. Этот строй основан на зависимости крестьян от
помещиков, а дворян — от государя. "Я нахожу в России два состояния: рабы
государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко
вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и
философов", — писал Сперанский. Разделение на дворян и рабов
(их интересы противоположны) оставляет на стороне правительства всю
неограниченность действия; поэтому, утверждал Сперанский, сколько бы грамот и
положений ни было принято, сколько сенатов или парламентов ни было бы учреждено
— "государство сие есть деспотическое". Со времен Петра было
произведено так много различных преобразований, что "внешний образ
правления" вообще не имеет определенного вида и ощутимо противоречит
внутреннему: "Ни в каком государстве политические слова не противоречат
столько вещам, как в России". Из радикальных теоретических
предпосылок Сперанский делал относительно умеренные практические выводы. Он
пишет о трудности основания "монархического правления" в стране, где
половина населения находится в рабстве, а это рабство связано и с политическим
устройством и с воинской системой страны. В России много земель и
малочислен народ — быстрое освобождение крестьян может побудить их
"обратиться к некоторому роду кочевой жизни", что пагубно и для них,
и для государственной экономики, считал Сперанский. Поэтому отмену
крепостничества он предлагал провести в две эпохи. В первую эпоху намечалось
определить законом крестьянские повинности, урегулировать отношения крестьян и
помещиков так, что крестьяне "из личной крепости помещиков перейдут в
крепость земле". "Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка
и должна быть приготовлена многими частными распоряжениями, возвратится
крестьянам и древнее их право свободного перехода от одного помещика к
другому..." |
Реклама: |