|
Ссылаясь на то, что никакое
европейское государство, в связи с другими стоящее, не может долгое время быть
деспотическим, Сперанский ставил задачу установления российского престола
"на твердых столпах закона и всеобщего порядка". В проектах 1802—1803 гг.
Сперанский предлагал для охраны законов создать в России "высший
малочисленный класс истинного монархического дворянства", который был бы
независим от монарха. Поначалу в этот класс следовало зачислить служилых дворян
первых двух, трех или четырех классов Табели о рангах (т.е. статский и военный
генералитет), затем этот класс будет пополняться на началах права первородства
(наследование всего имения старшим сыном). Этот класс станет блюстителем
основных законов страны, посредником между престолом и народом. Гарантиями незыблемости
законов в монархическом государстве Сперанский называл также свободу печати,
гласность государственных дел и силу общественного мнения. Поскольку формирование
высшего класса, полагал он, займет длительное время, а еще более
продолжительным будет первый этап освобождения крестьян, у дворянства на
какое-то время останется "право владеть крестьянами в крепость".
Однако в конце концов в России останутся лишь народ и "высший
малочисленный класс", причем народу будет предоставлено право участвовать
в принятии законов, по крайней мере, коренных. "Дворянин будет носить имя
и, если угодно ему, будет им и гордиться. Но правами, ему равными, будет
пользоваться вся Россия". Впоследствии Сперанский
отказался от плана создания в России малочисленного класса родовитой знати,
соответствующего не столько идеям Монтескье о роли дворянства в монархии,
сколько честолюбивым помыслам екатерининских вельмож в кругах, близких к
императору. Очень резко и неоднократно Сперанский порицал вредное и опасное для
государства феодальное право первородства (майорат). Гораздо радикальнее записки
и проекты Сперанского 1809 г. В них много ссылок на примеры истории, на
политическую практику Англии, Франции и других европейских стран, а также
"Соединенных Американских областей" (т.е. США). "Все политические
превращения, в Европе бывшие, — писал Сперанский, — представляют нам
непрерывную, так сказать, борьбу системы республик с системою феодальною. По
мере того как государства просвещались, первая приходила в силу, а вторая — в
изнеможение". Республикой Сперанский
называл государство, где государственная власть ограничена законом, в
составлении которого принимают участие граждане. Таковы греческие и Римская
республики. Феодальная система, отмечал
он, "основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но
вещественным, или, так сказать, материальным ее разделением". Эта система
образовалась на Севере и оттуда распространилась по всей Европе. Третья система правления,
которую Сперанский называл деспотической, не допускающей ни меры, ни границ
власти, утверждалась на Востоке. С течением времени первая
феодальная система в Европе (период феодальной раздробленности), разъяснял он,
переросла во вторую феодальную систему, "которую можно назвать феодальным
самодержавием", где государственная власть не ограничена и еще не
существует ни политической, ни гражданской свободы. Вторая феодальная система
(феодальное самодержавие) сложилась в результате создания регулярных войск и
упорядочения государственных сборов; на Западе этому способствовали крестовые
походы, в России — "походы татарские". Время, просвещение и промышленность,
согласно Сперанскому, ведут к новому порядку вещей, к достижению политической
свободы. Наметился третий переход — от феодального правления к
республиканскому, основался третий период политического состояния государств.
Первой на этот путь вступила Англия, за ней — Швейцария, Голландия, Швеция,
Венгрия, Соединенные Американские области и, наконец, Франция. "В общем
движении человеческого разума, — писал Сперанский, — государство наше стоит
ныне во второй эпохе феодальной системы, то есть в эпохе самодержавия, и, без
сомнения, имеет прямое направление к свободе". Этот путь, считал он, в
России будет прямее, чем в других странах, так как российская конституция будет
создана не среди жестоких политических столкновений, отрывками, в разное время,
а по "благодетельному вдохновению верховной власти". |
Реклама: |