|
"Целая половина
население империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, —
писал В. О. Ключевский в своем Курсе русской истории, — целая половина этого
населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное
русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времен
дяди Тома". Государственная политика
выражала интересы основной массы дворянства. Правительство порой осознавало
опасность углубляющейся розни основных сословий, но сколько-нибудь существенные
реформы провести было неспособно. Как во всяком самодержавном государстве,
политика России во многом зависела от личности монарха. Павел I отменил
некоторые привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в
неделю; но он же роздал в частное владение (дворянам) около 100 тыс. дворцовых
и казенных крестьян. По поручению Александра I его приближенные разрабатывали
проекты отмены крепостного права, порой самые парадоксальные. Слывущий
либералом Мордвинов предлагал освободить крестьян без земли и за большой выкуп;
реакционер Аракчеев -— без выкупа, с наделением землей. Разработка различных
проектов крестьянской реформы продолжалась при Николае I в тайниках
правительственных канцелярий. Так длилось, пока, наконец, очередной самодержец
(Александр II) не возгласил с высоты престола: "Лучше отменить крепостное
право сверху, нежели дожидаться времени, пока оно само собой начнет отменяться
снизу". Крепостное право резко
затрудняло развитие страны в промышленном, культурном, военном отношениях.
Полновластные в своих имениях помещики не имели стимулов к совершенствованию
способов ведения сельского хозяйства. Отсутствие свободной рабочей силы не
давало развиться ремеслам и промышленности. Усиливалась интеллектуальная,
нравственная, культурная деградация господствующего сословия дворянства. Россия стремительно
отставала от передовых государств, строивших гражданское общество. В стране
накапливались непримиримые социальные антагонизмы: "Дворяне страшились
крестьян, — отмечал В. О. Ключевский, — крестьянство злобилось на дворянство,
то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство
боялось обоих". Нарастающие противоречия
феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновениях
либеральной и охранительной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими
проявлениями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были
возникновение тайных обществ и выступление декабристов. § 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. СперанскогоАлександр I, вступивший на
престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал
управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки".
Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных (основных)
законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение проектов
реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались относительно мелкие
вопросы и разрозненные реформы некоторых государственных учреждений, пока в
окружение императора не попал талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839). По заданию Александра I
Сперанский подготовил ряд проектов усовершенствования государственного строя
империи, по существу, проектов российской конституции. Часть проектов написана
в 1802—1804 гг.; в 1809 г. подготовлены обширные "Введение к уложению
государственных законов", "Проект уложения государственных законов
Российской империи" и связанные с ними записки и проекты. Проекты Сперанского
опираются на глубокое теоретическое обоснование. В его записках и проектах
(1802—1803 гг.) подчеркивается, что любое государство основано на общей воле
народа и передаче им правительству
известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из
народных богатств — деньги, из уважения — почести. Если правительство
распорядится этими силами неправильно, то чрезмерное войско создаст лишь
минутный признак вооружения, но обессилит и расслабит государство, выпуск денег
в большем количестве, чем позволяет народный труд, создаст мнимую монету (т.е.
породит инфляцию), обильное расточение почестей — неуважаемые чины и ложные
отличия. "Таким образом, могут быть в государстве войска без силы, деньги
без богатства и почести без уважения". |
Реклама: |