|
Исходя из убеждения, что
истина одна, а заблуждений много, каждый из теоретиков социализма или
коммунизма искренне считал свою доктрину единственно научной, а все остальные —
неправильными и утопическими. Это вело к разобщенности школ, кружков, отдельных
мыслителей, к быстрому распаду сложившихся было союзов социалистов или
коммунистов. Лишь Вейтлинг и Лаотьер эпизодически призывали социалистов к
единству; значительно более распространенным было отвержение и опровержение
всех вариантов социализма или коммунизма, кроме собственного. Прудон высмеивал
Фурье и его учение, Фурье резко критиковал Оуэна, Сен-Симона и их
последователей. Дезами звал пролетариат к единству, к объединению.
"Пролетарии, — писал Дезами, — для своего возрождения народы имеют иногда
один лишь час в столетие! Когда этот час придет, остерегайтесь пропустить его в
спорах и междоусобицах!" Однако Дезами был уверен, что для единства
пролетариата необходимо единство философской доктрины. Поэтому он резко
критиковал Кабе, Ламенне, Сен-Симона и сен-симонистов, всех вообще социалистов
и коммунистов, не признающих его доктрину единственно верной и научной. Фанатичная приверженность к
своей собственной доктрине (доктринерство) закономерно вела к догматизму. Сен-симонисты доказывали,
что догматизм — естественное состояние человеческого разума. Догматическое
руководство особенно необходимо в индустриальном обществе, где важно согласие
между предпринимателями и рабочими. Это ставит особенные задачи и проблемы
перед моральной властью, призванной обеспечить научное руководство обществом,
организацию масс, их объединение во имя труда и решения великих социальных
целей. Все это достигается, полагали сен-симонисты, при помощи разработки и
утверждения в общественном сознании системы догм, основанных на принципе
авторитета. Распространенность
доктринерства в социалистической и коммунистической литературе того времени
вызывала тревогу современников. В журнале
"Братство" (1841 г.) высказывалось созвучное идеям бабувистов
опасение, что в случае прихода к власти ученых-социалистов или коммунистов
противопоставление социальной истины воле большинства "может легко
привести к провозглашению диктатуры одной личности или нескольких людей, якобы
обладающих истинной наукой". В журнале утверждалось, что социальная наука
не догматична, она зависит от прогресса знаний, бесконечна в своем развитии, и
это развитие осуществляется не каким-либо одним, а рядом мыслителей. Истина
реализуется в обществе тогда, когда будет признана всеми и получит выражение в
общей воле, в которой проявляется народный суверенитет. "По мере
продвижения человечества вперед общая воля становится все более ясной, народный
суверенитет все более разумным". Отсюда следовало, что обществу нельзя
навязывать никаких доктрин и проектов, пока их научность не осознает хотя бы
большинство. Франция 20—40-х гг. была
горнилом, где выковывались последующие направления политико-правовой идеологии
социализма и коммунизма. В Париже возникали, получали популярность, смешивались
с другими идеи социализма (коллективизма) и коммунизма с самой разной
политической окраской: от мистически-религиозной до ультрареволюционной, от
диктаторской до анархистской. В этом горниле порой причудливо сочетались идеи
Фурье и Бабёфа, Марешаля и Морелли, Сен-Симона и апостола Павла. В Париж
приезжал изучать идеи социализма и коммунизма прусский либерал Лоренц фон
Штейн, в Париже Карл Маркс перешел от революционного демократизма к коммунизму,
в Париже возникла и вскоре разрушилась его дружба с основоположником анархизма
Прудоном, там же зародилась пожизненная неприязнь Маркса и основателя теории
"русского социализма" Герцена. Глава 21. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД КРИЗИСА САМОДЕРЖАВНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОГО СТРОЯ§ 1. ВведениеВ первой половине XIX в.
государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних
основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось
господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы
государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто
потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в
то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил
чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения
общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или
совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. практически
отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве. |
Реклама: |