|
Сен-Симон и сен-симонисты,
Фурье и его последователи, Леру и другие социалисты и коммунисты, осуждая
разобщение народов по государствам и войны между ними, выдвигали идеи
интернационализма, обосновывали идеал слияния всех общин и коммун во всеобщий
союз всего человеческого рода, всех народов — в один народ, разобщенных
государств — в единую всемирную республику. Ряд социалистов ставил
вопрос об уничтожении (или отмирании) государства не только в будущем, но уже и
в настоящем. В 40-е гг. XIX в. нередко
высказывались идеи, ставящие государство в один ряд с эксплуатацией, отношения
господства и подчинения — в один ряд с отношениями собственности. Такие идеи
высказывал Прудон в своей нашумевшей книге "Что такое собственность?"
(1840 г.), где он писал: "Хотя я большой приверженец порядка, тем не менее
я в полном смысле слова анархист". В следующем году в одном из
журналов социалистической ориентации была опубликована сочувственная статья о
Сильвене Марешале, направленная против законов и правительства, за анархию как
за господство морали и порядка. Вскоре анархизм развернулся в одно из
влиятельных идейных течений рабочего класса. Значительная часть
социалистов и коммунистов стремилась осуществить свои проекты без помощи
государства и равнодушно либо вообще отрицательно относилась к политическим
реформам, революциям и политической борьбе. Оуэн и его единомышленники
утверждали, что политические реформы не только бесполезны, но и вредны,
поскольку для современных людей, испорченных невежеством, религией, нищетой,
необходимо существующее государство, а при коммунизме надобность в государстве
и принуждении вообще отпадет. Серьезной альтернативой
политическим реформам и политической борьбе становилось массовое движение
профессиональных союзов. Ряд влиятельных вождей рабочего класса Англии
(Моррисон, Смит, Бенбоу) доказывал, что растущее профсоюзное движение,
борющееся за действительно общие и насущные интересы наемных рабочих, важнее
всех политических реформ и свобод. Действенным средством борьбы с произволом
капиталистов становилась забастовка (в перспективе — всеобщая: "одна безработная
неделя или безработный месяц"). Будущее общество мыслилось ими как
ассоциация трудящихся, объединенных по профессиям и руководимых Советом
тред-юнионов. Под флагом
антипарламентаризма в Лондоне прошел организованный оуэнистами конгресс
кооператоров и тред-юнионистов (1833 г.). Доказывая бесполезность политических
реформ, касающихся только части общественного здания, оуэнисты настойчиво
пропагандировали планы организации производственных кооперативов рабочих для
постепенного перехода к строю коммунистических общин. За организацию
кооперативов, ассоциаций, фаланг выступали также сторонники Фурье. Сам Фурье
полагал, что если бы удалось в 1823 г. приступить к организации фаланги, то
через 6 лет "цивилизацию" (т.е. капитализм) уже заменил бы
"гармонический строй" (социализм). Оуэн предполагал (в 1849 г.), что
для перехода к коммунизму Европе и Северной Америке потребуется 5 лет, а Африке
и Азии — 10 лет. Фурьерист Консидеран в книге
"Манифест демократии в XIX веке" (1847 г.) призывал прекратить
политическую борьбу и вообще борьбу классов, сосредоточив общественные силы на
организации ассоциаций, фаланг для строительства социализма. Наконец, некоторые критики
капитализма и сторонники социализма стремились облечь свои планы в форму
христианства (Ламенне, Бюше) либо создать новые религию и церковь, призванные
объединить людей во имя социализма (сен-симонисты). § 3. ЗаключениеК первой половине XIX в.
восходят почти все идеи, составившие содержание основных направлений
политико-правовой идеологии социализма и коммунизма последующих времен. Однако
на основе этих идей тогда еще не сложились массовые движения и политические
партии. К наиболее влиятельным теоретическим направлениям того времени
принадлежало до нескольких десятков человек. Более того, многочисленность
вариантов социалистических и коммунистических теорий в 20—40 гг. XIX в.
породила порой ожесточенную их борьбу. |
Реклама: |