|
Поскольку только с победой
коммунизма началась подлинная история человечества — в Икарии решили сжечь все
старые книги; оставлено лишь по несколько экземпляров старых произведений,
"чтобы констатировать невежество или безумие прошлого и прогресс
настоящего". Описанное Кабе тоталитарное
государство представляло собой попытку соединить научное руководство обществом
с народовластием, ведущую роль ученых — с институтами традиционной демократии. Идеалом других теоретиков
была не традиционная демократия, а научная организация управления обществом. В
наибольшей мере это стремление присуще Сен-Симону и сен-симонистам (Базар,
Род-риг, Анфантен). В промышленном обществе не будет управления людьми,
господства и подчинения. Их место займет централизованная система управления
производством, подчиненным единому плану. Банки будут становым хребтом
общественной организации производства. Носителями управленческой власти,
которая сменит правительственную, станут ученые, промышленники, художники,
составляющие иерархию, возглавляемую Академией наук, "Советом
Ньютона" (в нем представлены математики, физики, экономисты). Различные варианты
соединения науки, индустрии, искусства в управлении коммунистическим обществом
разрабатывали некоторые другие теоретики. Вейтлинг, например, писал о верховном
органе управления — "Трио" (знатоки философской медицины, физики и
механики), о центральных и местных коллегиях мастеров, при которых состоят академии
из ученых. Общий и местные советы здравоохранения ведают не только здоровьем
населения, но и исправлением преступников (преступление должно влечь не
наказание, а лечение). Все должности в организации управления будут замещаться
на основе конкурса. Много споров среди
теоретиков социализма и коммунизма было о принципах распределения (в переходный
период и в идеальном обществе). Стремясь привлечь имущих к организации фаланг
(производственно-потребительских объединений), Фурье предлагал на первое время
распределение доходов по формуле: 5/12
— труду, 4/12 — капиталу, 3/12 — таланту.
Сен-симонисты отстаивали распределение по труду; многие же социалисты и
коммунисты (Блан, Кабе) — по потребностям. Вейтлинг предлагал сочетать эти
показатели (необходимое и полезное — по потребностям, приятное — по
"коммерческим часам", отработанным сверх общеобязательных шести часов
в сутки). Взвесив достоинства и недостатки всех возможных принципов
распределения, Константен Пеккёр в книге
"Новая теория социальной и политической экономии" (1842 г.) обосновал
целесообразность принципа равного вознаграждения за социально-экономические и
одинаково хорошо выполняемые функции, предложив до полной реализации этого
принципа разработку и утверждение народным представительством различных тарифов,
в соответствии с которыми будет осуществляться вознаграждение за труд. Продолжительность
переходного периода определялась коммунистами и социалистами по-разному. Бабувисты считали, что он
продлится в течение жизни одного-двух поколений (поскольку отменяется право
наследования). Кабе писал, что переход к коммунизму займет от 20 до 50, даже до
100 лет, но он может быть сокращен с помощью просвещения. Все коммунисты связывали
становление и успехи нового строя с просвещением. Даже Бланки, наиболее
решительный сторонник революционных методов низвержения имущих классов,
утверждал, что коммунистический строй установится нескоро, ибо "коммунизм
несовместим с невежеством"; "нет прочной революции без
просвещения". Многие теоретики социализма
и коммунизма полагали, что в будущем обществе вообще не будет надобности в
управлении и принуждении. Фурье, Оуэн и их
последователи, а также Бланки и некоторые другие коммунисты считали, что в
идеальном обществе не будет ни государства, ни права. Дезами писал, что при
коммунизме отпадет надобность в принуждении, поскольку все отношения и действия
людей будут основаны на внутреннем влечении (как у пчел, муравьев, бобров и
др.). "Парламент" коммунистического общества, состоящий из
представителей всех наук, искусств, отраслей промышленности, будет принимать
законы, регулирующие экономическую жизнь, но приказы уступят место
приглашениям. На тех же началах будет образован общечеловеческий конгресс после
всемирной победы коммунизма. |
Реклама: |