|
Сен-симонисты относились к
революции как к страшной катастрофе, бессмысленно разрушающей промышленность,
учреждения науки и искусства, раскалывающей общество. Известный коммунист Кабе
говорил: "Если бы я держал революцию в своей руке, я оставил бы ее закрытой,
даже если бы мне пришлось из-за этого умереть в изгнании". Революция либо
будет подавлена и повлечет реакцию, пояснял Кабе, либо (в случае победы)
приведет к безуспешным попыткам правительственного меньшинства силой навязать
большинству коммунизм. "Когда общественное мнение примет коммунизм, его
легко будет установить". "Я предпочитаю реформу, — писал Кабе, — не
отвергая революции, когда ее признает необходимой общественное мнение". Проблемы государства и права
занимали немалое место в представлениях теоретиков социализма и коммунизма о
будущем идеальном строе. Одни теоретики полагали, что
при коммунизме будет существовать демократическое государство. Наиболее
детально такое государство описано Кабе: в коммунистической Икарии имеются
народные собрания, народное представительство, выборное правительство.
"Для меня, — утверждал Кабе, — демократия и коммунизм — синонимы". Однако икарийский коммунизм
близок к тоталитаризму: твердо определен распорядок труда, все живут в
одинаковых домах с одинаковой мебелью. В Икарии "нет решительно ничего во
всем, касающемся пищи, что не было бы урегулировано законом. Именно он
дозволяет и разрешает любой вид пищи". Каждая семья имеет поваренную
книгу, определяющую, какие продукты и каким способом нужно готовить, сколько
раз в день, в какие часы, в какой последовательности приготовленные продукты
надо съедать; эта книга, имеющая силу закона, составлена комитетом ученых,
назначенных народным представительством. То же относится к одежде — все
регулирует закон, принятый по рекомендации комитета ученых, исследовавшего
одежду во всех странах и составившего обязательный для всех список: "Все,
что по форме, рисунку и цвету было причудливо или безвкусно, было заботливо
устранено... Нет ни одного экземпляра обуви, головного убора и т. д., который
не был бы обсужден и принят согласно плановому образцу... Все индивиды одного и
того же положения носят одинаковую одежду, но тысячи различных форм одежды
соответствуют тысячам различных положений". Законы в Икарии принимаются
народом по рекомендации ученых; законов в Икарии очень много, ежегодно
принимаются сотни законов — законов о введении новых видов пищи, одежды,
обстановки жилищ, об усовершенствовании дорог и других путей сообщения, об
изобретениях, о введении новых машин, об улучшении преподавания, о внешних
связях государства и пр. Всенародно принятыми
законами Икарии твердо определен распорядок дня всех граждан. Предписано даже
"тушение огней", т.е. обязательность сна с 10 часов вечера до 5 часов
утра: "Предписанное тираном, это было, действительно, невыносимым
мучительством, — пояснял Кабе, — но, принятое всем народом в интересах его
здоровья и хорошего порядка в работе, это — наиболее разумный, наиболее
полезный и наиболее тщательно исполняемый закон". Следуя во многом Морелли,
Кабе писал, что истина одна, а заблуждений много; людей и общество, вставших на
путь истины, должно удерживать от уклонений с этого пути. Поэтому в Икарии
существует цензура: "Ничто не может печататься без согласия республики; и
в этом нововведении, которое на первый взгляд удивляет, я не замечал никакого
неудобства, — говорит путешественник, посетивший Икарию, — ибо кто мог бы
жаловаться, что он не может напечатать плохую книгу (которую все равно не
читали бы), когда республика дает каждому пищу, одежду и жилище?" Свобода печати и мнений в
Икарии существует как право каждого высказаться в народных собраниях, протоколы
которых публикуются с указанием мнений большинства и меньшинства и с
соответствующими цифрами. Газеты являются лишь протоколами, содержащими описание
и факты без всякой журналистской оценки и дискуссии. Существует одна
национальная газета, по одной — для каждой провинции и коммуны. В стремлении к
единомыслию в Икарии даже религии пытаются все более сблизить, соединить их в
нечто общее, ибо "в религии, как в политике, и в морали, как и во всем,
истина если не абсолютна, но все же едина". |
Реклама: |