|
В начале XIX в. продолжалось
развитие возникших задолго до этого коммунистических идей. Общими для
коммунистических и социалистических учений были критика развивающегося
капитализма, эксплуатации и угнетения рабочего класса, индивидуализма и эгоизма
частных собственников, а также обоснование идеалов общественного строя,
основанного на общем труде и справедливом распределении. Социалистические
(коллективистские) и коммунистические теории* поначалу получили распространение
в Англии и особенно во Франции. В 20—40-е гг. XIX в. было опубликовано много
различных по жанру (научный трактат, роман, статья) произведений, содержащих
социалистические и коммунистические идеи, больше, чем за всю предшествующую
историю человечества. Эти теории были многочисленны и разнообразны. * В XIX в. коммунистическими назывались теории,
обосновывавшие идеал, близкий идеям Мора, Кампанеллы, Морелли, Бабёфа и др. Тип
общественного строя, за которым в марксистской терминологии установилось
название "первая фаза коммунизма (социализм)", в XIX в. чаще
назывался коллективистским (см.: Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. Первая
половина XIX в. М., 1976. С. 341). § 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.Начало развитию
социалистической мысли положили Шарль Фурье
(1772—1837) и Клод Анри Сен-Симон де Рувруа
(1760—1825). Основные книги Фурье были изданы в начале XIX в. ("Теория
четырех движений и всеобщих судеб" — 1808 г., "Новый промышленный и
социетарный мир" — 1829 г. и др.). Тогда же были опубликованы главные
произведения Сен-Симона ("Письма женевского обитателя к
современникам" — 1802 г., "Катехизис промышленников" — 1823 г.,
"Новое христианство" — 1825 г. и др.). Под влиянием этих трудов
возник ряд теоретических школ и направлений, развивавших идеи основателей
социализма либо обосновывавших самостоятельные социалистические
(коллективистские) учения. Наиболее фундаментальным теоретическим произведением
было "Изложение учения Сен-Симона", которое издали сен-симонисты
Базар, Родриг и Анфантен. В тот же период продолжались
разработка и обоснование коммунистических идей. Видным теоретиком коммунизма
являлся англичанин Роберт Оуэн
(1771—1858), основные труды которого изданы в 20—30-е гг. XIX в. Тогда же (1828
г.) Буонаротти опубликовал книгу "Заговор во имя равенства, именуемый
заговором Бабёфа". В 1841 г. переиздан "Кодекс природы" Морелли. Исторически сложившимся
центром разработки и обсуждения коллективистских (социалистических) и
коммунистических теорий в 20—40-е гг. стал Париж. Здесь создавались
полулегальные или тайные общества, издавались газеты, журналы и книги
коммунистического направления, проводились собрания сторонников социализма и
коммунизма. Республиканское движение,
сильное во Франции со времен революции, все более приобретало социальную
окраску, усваивая ряд коллективистских идей. Идея политической революции все
чаще соединялась с идеей революции социальной, политико-правовые проблемы все
теснее увязывались с проблемами собственности, имущественных гарантий прав и
свобод, с обостряющимся вопросом о противоречиях труда и капитала. В начале
40-х гг. в журнале республиканского направления "Братство"
утверждалось, что народный суверенитет должен найти свое выражение не только в
конституции, но и в экономических отношениях. Все социалисты и коммунисты
порицали развивающийся капитализм и резко критиковали свойственные ему пороки.
Капитализму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное представление
об идеалах и способах их достижения породило ряд школ и кружков. Кроме
фурьеристов, сен-симонистов, оуэнистов, бабувистов существовало множество
других направлений, сочетавших идеи разных школ либо разрабатывавших
оригинальные доктрины. |
Реклама: |