|
§ 7. ЗаключениеПобеда капитализма в
развитых странах Западной Европы обусловила существенное изменение буржуазной
политико-правовой идеологии. Теоретическим отражением
воплощенных в праве принципов гражданского общества стал юридический позитивизм
как специфическая для того периода форма юридического мировоззрения. Возведение
на уровень теоретической основы правоведения формально-догматического метода
было направлено против критики действующего права с позиций естественного
права. Свойственный юридическому позитивизму взгляд на право как на веление,
приказ власти порожден не только отказом от иллюзий революционной эпохи, но и
еще более практической заинтересованностью в реализации послереволюционного
права. Место критики феодального права с позиций права естественного заняла
апология действующего позитивного права; разработку программ революционного
преобразования общества при помощи права заменили толкование законодательства и
его систематизация. Приказ суверенной власти независимо от его содержания занял
место естественных прав человека, определяющих принципы права; наконец,
юридически значимой фигурой стал не человек с его естественными качествами,
интересами и притязаниями, а "физическое лицо" как проекция
формально-определенных предписаний закона. Отказ от революционной романтики
XVIII в. обусловил новые формы и содержание учений о государстве. Они
приобретают комментаторский, описательный характер, уже не апеллируют к
гуманистическим идеалам и героическим образам республиканских эпох. В конкретных исторических
условиях первой половины XIX в. либеральные лозунги о защите личности от
государственной власти означали более всего требование "нейтральности
государства" в неравной борьбе за существование наемных рабочих и
владельцев капитала. Для первых государство в этих условиях практически
выступало как чисто карательная сила, для вторых — как верный страж богатства и
связанных с ним привилегий. Не лучше был и взгляд на право как на "приказ
власти". С этой точки зрения не только личность не имеет прав и притязаний
по отношению к государству, но и правомерность действий самого государства
зависит лишь от него самого. Не случайно теоретики юридического позитивизма и
нормативизма оказались не способны воспринять теорию прав человека и обосновать
идею правового государства. Особое место в идеологии
этого времени принадлежит позитивизму Огюста Конта. Содержание работ основателя
философского позитивизма по-разному воспринималось его учениками и
современниками; богатство этого содержания обусловило длительность научного
осмысления теоретического наследия Конта, постепенность восприятия его по
существу главной идеи —социализации гражданского общества, (см. гл. 24, 25,
26). Глава 20. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.§ 1. ВведениеПромышленный переворот в
Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию
капитализма в ведущих странах Европы. Программа капиталистического развития
общества получила обоснование в буржуазной политэкономии и в политико-правовых
теориях либерализма. Критика капитализма содержалась в многочисленных
социалистических и коммунистических теориях, появившихся в первые десятилетия
XIX в. Стимулом к возникновению этих теорий было резкое имущественное
расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих,
в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы. В этот период возникли
социалистические учения, отличавшиеся от существовавших до того
коммунистических теорий. В известной работе "Развитие социализма от утопии
к науке" Ф. Энгельс назвал основателями социализма Сен-Симона и Фурье,
главные произведения которых были опубликованы в начале XIX в. Они положили
начало ряду теоретических школ и направлений, критиковавших развивающийся
капитализм, но стремившихся обойтись в проектах будущего идеального общества
без детальной регламентации производственных, бытовых, трудовых, идеологических
и иных отношений, избежать уравнения людей, свойственного ряду коммунистических
проектов и утопий, заменить понуждение к труду его стимулированием.
Социалистическим проектам общественного переустройства свойственна не столько
идея общности имуществ (как у Платона, Мора, Морелли и др.), сколько проекты
управляемой собственности, подчиненной регулированию и контролю со стороны государства или иного общественного центра,
либо собственности объединений трудящихся (производственных товариществ,
кооперативных союзов, ассоциаций, общин, рабочих предприятий и т.п.),
основанных на совместном труде и справедливом распределении. |
Реклама: |