|
Современники Конта и многие
последующие ученые порицали его за противоречащее правилам филологии соединение
разноязычных (латинского и греческого) корней в придуманном им термине
"социология". Никто, однако, не нашел более удачного названия для
науки, изучающей общество. Немало было злорадств по поводу несостоятельности
позитивистских пророчеств о конце эпохи войн вообще, войн в Западной Европе — в
особенности; к сожалению, эти злорадства неотделимы от сетований о
несбыточности проектов "Вечного мира" Канта, Руссо, Бентама и других
гуманистов. Позитивная религия, как отмечено, порицалась еще при жизни ее
основателя, а философское учение Конта упрекали за феноменализм, агностицизм,
релятивизм, прагматизм, субъективный идеализм, метафизичность и т.п. В
советской литературе преобладало противопоставление идей Конта о солидарности
классов марксистским идеям о классовой борьбе, насильственном уничтожении
капитализма и ликвидации буржуазии. Соответственно Конт характеризовался как
реформист и солидарист, что было в то время отрицательной оценкой. Конт, действительно, не был
сторонником революционного низвержения современного ему общества, считал
частную собственность общественно полезной, а деление промышленного класса на
капиталистов и пролетариев — естественным и необходимым. Но Конт — сторонник
глубоких общественных преобразований. Он сторонник общества, заменяющего
социальный эгоизм альтруизмом, индивидуализм — социальностью, беспорядочность и
анархию производства — регулируемой экономикой, военный быт — промышленным,
войны и колониальную систему — содружеством равноправных народов. Во всем этом
его программа предвосхитила основную и долговременную тенденцию социализации
гражданского общества. Конт был прав и в том, что
без организаторов производства и централизующей роли банков становление и
развитие промышленного общества практически невозможны. Однако в концепции Конта по
существу исчезли такие главные и определяющие черты гражданского общества, как
юридическая свобода и равенство граждан. В социократий равенство людей
оказалось подчиненным и вытесненным принципом иерархии их способностей, а
свобода заменена понятием строго определенных, упорядоченных социальных
функций. Отсюда проистекало отрицание Контом "метафизического понятия
естественных прав человека", понятия, в исторической действительности
ставшего существенным завоеванием человечества Нового и Новейшего времени. Конт надеялся, что научная
политика даст возможность промышленному обществу обойтись без принудительных
учреждений, адиционных для военного быта. С помощью социологии и позитивной
религии Конт стремился изжить социальный хаос, порожденный наслоением
противоречивых способов мышления, идей несовместимых философий. Однако история
человечества доказывает, что именно неупорядоченность, нестандартность,
разнообразие способов мышления были и остаются основой интеллектуального
развития, а тем самым и общественного прогресса. Убежденность в научности
собственной теории побудила Конта к составлению планов ускоренного навязывания
этой теории всему обществу (если нет свободы совести в математике и астрономии,
то почему она допускается в социологии?). Получилось так, что человечеству надо
принудительно внушать идеи превосходства целого над частью, альтруизма и
взаимопомощи, классовой солидарности и т.п. Поэтому порядок в социократии
основан на духовном насилии и надзоре над всеми сторонами жизни, что придает ей
явную казарменность. Что касается намеченных
Контом способов перехода к социократии, то они достаточно фантастичны, а его
суждения об особой роли пролетариев в осуществлении этого перехода, а также в
будущем обществе мало отличались от модных в Париже тех лет идей о мессианском призвании
пролетариата. При всей своей гениальности
Конт не создал политико-правовую программу, способную стать идейной основой
широких массовых движений и политических партий. Влияние позитивизма свелось к
глубокому и долговременному воздействию на науку. Под влиянием философии Конта
сложились социологические теории Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Леона
Дюги, Максима Ковалевского, Макса Вебера; в философском позитивизме нашел опору
континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом). |
Реклама: |