|
Конту
принадлежит проект новой всемирной позитивной религии, основанной на признании
внешнего единства человечества и подчинения его мировому порядку. Предметом
почитания позитивной религии является не бог, а человечество; позитивная
религия заменяет теологию (богословие) социологией (наука об обществе), а теократию
— социократией. Жрецами позитивной религии должны стать ученые и артисты
(сотрудничество разума и чувства). Конт писал, сколько священников различных
рангов должно существовать в социократии, какие оклады они должны получать. Им
составлен позитивистский календарь, где каждый месяц и неделя посвящены памяти
великого человека, почитаемого как "позитивистского святого"*. * К ним относятся, в частности: Моисей, Конфуций,
Магомет, Гомер, Аристотель, Пифагор, Сократ, Платон, Архимед, Гиппократ,
Цезарь, Александр Македонский, апостол Павел, Августин, Григорий VII, Карл
Великий, Данте, Мильтон, Гуттенберг, Колумб, Шекспир, Мольер, Моцарт, Фома
Аквинский, Ришелье, Кромвель, Галилей, Ньютон. Для завершения
метафизической стадии и перехода к позитивной Конт предлагал создать в Париже
предварительное духовное правительство ("Западный позитивный
комитет") из 30 ученых, представляющих разные страны и науки. После соответствующей
подготовки неимущие классы Парижа изберут диктаторов из пролетарской среды и
облекут их высшей властью. Цель этой пролетарской диктатуры — перевоспитание
всех классов в позитивном духе. Затем перевоспитанное общество организуется в
социократию. В конечном счете все человечество, создав около 500 социократий,
объединится во Всемирную федерацию со столицей в Париже. Тогда полностью
осуществятся принцип, основание и цель общества — "любовь как принцип,
порядок как основание, прогресс как цель": Конт осуждал агрессивные
войны, видя в них враждебный промышленности пережиток "военного
быта". Он писал: "Наконец наступила эпоха, когда серьезные и
продолжительные войны должны полностью исчезнуть у лучшей части
человечества". По мнению позитивистской школы середины XIX в. "войны
должны исчезнуть сначала в Западной Европе". Конт критиковал колониализм,
ставил задачу полной ликвидации колониального гнета: "Запад не должен
покорять Африку и Азию". По мнению Конта в результате морального
возрождения человечества угнетенные народы займут достойное место во всемирном
союзе социократий; тогда же окончательно исчезнут войны. Конт различными способами
пытался осуществить свои проекты. Он обращался к Николаю I, к Решид-паше. Не
чужд он был идеям личной диктатуры, осуществляемой под контролем позитивистов.
Очень большие надежды Конт и его ученики возлагали на иезуитов, с которыми
стремились заключить религиозно-политический союз. Конт всегда испытывал
симпатии к католической церкви как "великой силе порядка". Громадной
заслугой католицизма он считал создание независимой духовной власти,
предотвратившей множество злоупотреблений. Учение Конта оказало
значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль. Еще в
последние годы жизни Конта его ученики разделились. Одни из них отвергали
"позитивную религию", объявив ее создателя сумасшедшим (Конт,
действительно, временами страдал душевными недугами из-за переутомления и
личных невзгод). Другие, наоборот, превозносили религиозно-политическую
идеологию позитивизма; они создали позитивистские церковные общины во Франции,
Англии, Чили и в других странах. В Бразилии позитивизм был признан официальной
религией; позитивисты способствовали уничтожению рабства в этой стране (1888
г.), а в 1889 г. произвели переворот, заменивший империю республикой. На
государственном флаге Бразилии обозначены слова Конта: "порядок и прогресс". Затем преимущественное
распространение и влияние получили философские идеи позитивизма. Теоретические изыскания
Огюста Конта оказали глубокое определяющее воздействие на развитие философии и
методологии естественных и общественных наук. В свое время позитивизм повлиял
даже на искусство и литературу. Как всякая значительная доктрина, позитивизм
сразу же обрел массу критиков. |
Реклама: |