|
Применяя утилитаризм к
вопросам права, Бентам приходит к следующим выводам. Закон сам по себе — зло,
поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его
осуществлении возможны ошибки. "Каждый закон есть нарушение свободы".
Тем не менее закон — зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить
безопасность. Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную
собственность: "Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До
закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет
существовать". Обеспечение безопасности,
продолжал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе; каковы же
в связи с этим должны быть пределы законодательного регулирования? Для ответа на данный вопрос
Бентам анализирует "нравственные обязанности", которые делит на две
группы. Нравственные обязанности по
отношению к себе составляют правила благоразумия. Поскольку причинить вред
самому себе можно только по ошибке, страх возможных последствий этой ошибки
является достаточным и единственным стимулом, предупреждающим такой вред; вот
почему законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди
могут вредить только сами себе. Например, рассуждал Бентам, попытка
законодательным путем искоренить пьянство, разврат, расточительство принесет
больше вреда, чем пользы, ибо приведет к усложнению законодательства, мелочной
регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию
шпионства и всеобщей подозрительности. Иначе решается вопрос об
"обязанностях по отношению к общему благу", где законодательство
определяет налоги и некоторые другие обязанности лиц. Отсюда неизбежно следовал
вывод, что законодательство не должно вмешиваться в деятельность
предпринимателей и в их отношения с рабочими; по теории утилитаризма стороны
сами, руководствуясь "моральной арифметикой", определяют условия
договора исходя из собственной пользы. Теория утилитаризма оправдывала любые
условия договора, продиктованные наемному рабочему, и отвергала попытки
законодателя взять последнего под свою защиту в обществе, где рабочий класс еще
не имел собственных организаций для защиты от произвола частных
предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности. Вместе с тем многим
сочинениям Бентама присущ дух критики устаревших политических и правовых учреждений
Англии и континентальной Европы.
Бентам — сторонник свободной
конкуренции, противник государственной регламентации хозяйственной жизни. Его
теория утилитаризма давала этико-философскую основу либеральному течению в
Англии XIX в. Но взгляды Бентама на роль государства своеобразны. Его
беспокоило угнетенное положение рабочего класса в Англии, рост числа неимущих,
беспомощность социально обездоленных слоев населения. Поэтому он считал
необходимым возложить на государство обязанность помощи беднякам, заботу о
воспитании и образовании низших слоев общества и другие социальные обязанности.
Для борьбы с пауперизмом он предлагал создавать работные дома и даже ввести
налог в пользу бедных. Однако некоторые его замыслы и рекомендации далеки от
альтруизма. Бентам детально разработал типовой проект здания, обитатели
которого будут находиться под неустанным систематическим надзором.
"Паноптикон" — это круглое здание с внутренним двором и башней в
центре, откуда надзирателям видны все помещения, внутренние стороны которых
загорожены не стенами, а решетками. В таких специально построенных
"паноптиконах" предполагалось разместить тюрьмы, сумасшедшие дома,
лазареты, больницы, школы, дома для бедных, исправительные и работные дома. Бентам ратовал за реформу
права, его кодификацию, отмену ряда феодальных институтов, за совершенствование
системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории
доказательств и т.п. Со своими проектами он обращался к правительствам Англии,
Франции, России, Испании, США и других стран. |
Реклама: |