|
Известную эволюцию
претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления. Вначале он одобрял
конституционную монархию в Англии, высказывался за высокий имущественный ценз,
долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал демократию
как анархию. Однако под влиянием
радикалов, ставивших вопрос об упразднении ряда феодальных пережитков в
государственном строе Англии, Бентам меняет свои взгляды. Известную роль в этом
сыграло и упрямое нежелание правительства внять его призыву реформировать
право. Бентам выступает с острой критикой монархии и утверждает, что
учредительная власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит
народу. Власть законодательная должна осуществляться однопалатным
представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного
голосования. Исполнительную власть, по Бентаму, осуществляют должностные лица,
подчиненные законодательной палате, ответственные перед ней и часто сменяемые.
Написанный Бентамом "Конституционный кодекс" представлял собой, по
существу, проект демократической конституции Англии. Как и многие другие
либеральные мыслители того времени, Бентам осуждал агрессивные войны и
колониальный режим. Он разрабатывал проекты международных организаций для
предупреждения войн, мирного решения конфликтов между государствами. Таковы
"План всеобщего и вечного мира" (1789 г.), Набросок Кодекса
международного права (1827 г.). Труды Бентама значительно
повлияли на развитие буржуазной политико-правовой идеологии. Его даже называли
Ньютоном законодательства; теория утилитаризма была далее развита его
последователем Дж. Ст. Миллем, а ее методология и этика оказали большое
воздействие на школу Дж. Остина. § 4. Возникновение юридического позитивизма. Дж. ОстинВ результате революций в развитых
странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного
права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отношений.
Основные принципы гражданского общества воплотились в действующем, позитивном
праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей
естественного права и их критика. То и другое нашло выражение в юридическом
позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е.
против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого
по своему значению права естественного, требующего воплощения в
законодательстве. Критика идей естественного
права содержалась в трудах Бентама, а отказ от этих идей продемонстрировали уже
комментаторы послереволюционного законодательства Франции. "Я не знаю, что
такое гражданское право, — рассуждал один из них, — меня интересует только
Гражданский кодекс". Отождествление права с
законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. Оно было
направлено против оценки и критики позитивного, уже действующего права
гражданского общества с позиций естественного права, еще сохранявшего ряд
романтических иллюзий революционной эпохи. К критике
естественно-правовой теории юридический позитивизм подошел иначе, чем историческая
школа права. В отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую
оболочку опровергаемой теории (естественное право в трактовке Г. Гуго
тождественно позитивному), юридический позитивизм с самого начала принципиально
отрицал иное право, кроме позитивного (отсюда само название этого направления).
В поле зрения юридического позитивизма — не исторически сложившийся обычай, а
закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение закона, его
обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы
правоведения. Наконец, отождествление права с законом ("тексты закона дают
право") обусловило распространение юридического позитивизма по мере
ликвидации феодальных институтов и воплощения буржуазных правовых принципов в нормативных
актах. |
Реклама: |