|
Наконец, самостоятельной
властью Констан называет судебную власть. Он высказывается также за
расширение прав местного самоуправления, не считая "муниципальную
власть" подчиненной исполнительной власти, а трактуя ее как власть особую,
некий противовес центральной власти, склонной все регламентировать по одному
образцу. Теория Бенжамена Констана,
обстоятельно изложенная в его "Курсе конституционной политики"
(1816—1820 гг.), долгое время была общепризнанной доктриной государствоведов
Франции и ряда других стран. Эволюция либерализма в XX в.
привела к вынужденному признанию положительных функций государства,
направленных на организацию всеобщего образования, здравоохранения,
материального обеспечения и других социальных функций; на этой основе сложился
неолиберализм как одно из течений буржуазного государствоведения XX в. § 3. Либерализм в Англии. Взгляды И. Бентама на право и государствоРеволюция в Англии создала
благоприятные условия для развития капитализма. В Англии происходит
промышленный переворот, результаты которого сказываются в последней четверти
XVIII в. Промышленная буржуазия стремится к более широкому и четкому внедрению
буржуазных принципов в право, к предоставлению ей решающего участия в
политической власти. Одновременно в Англии растет пролетариат; начинаются его
выступления. В 30-х гг. XIX в. возникает рабочее движение за демократическую
конституцию — чартизм. Своеобразную концепцию права
и государства в Англии этого периода разрабатывал Иеремия
Бентам (1748—1832). Бентам родился в Англии, в
семье адвоката. Он много писал о философских, этических, юридических и
политических проблемах современности. Еще в первых своих
произведениях Бентам отвергал теорию естественного права. Он писал, что
содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному.
Бессмысленным и химеричным является и понятие "общественный договор",
так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам
обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789
г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии,
сопротивлению государственной власти. "Право", противопоставляемое
закону, "является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем
правительства". Бентам, как и Гоббс, считал
право выражением воли суверена. Право — это повеления и запреты, установленные
государством и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне
повелений суверена нет никаких прав личности. Так называемые "естественные
права", — писал Бентам, — это "анархические софизмы", произвольные
оценки закона и его действия. Бентам был сторонником
ясного и доступного законодательства. Английскую систему "общего
права", основанную на судебных прецедентах, он порицал как "капризную
и непонятную властительницу наших судеб". Бентам подготовил полный кодекс
законов, включающий гражданское, уголовное и конституционное право. Бентам
признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако
существующее законодательство архаично и несовершенно. Каковы же критерии его
оценки и соответственно направление совершенствования? "Законодательство
должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте". В поисках
этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма*. * От "utilitas" — польза, выгода. "Природа подчинила
человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями,
ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни.., — писал Бентам.
— Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям". Единственно реальными
интересами Бентам считает интересы отдельных лиц. Он много и обстоятельно
рассуждает об удовольствиях и страданиях, классифицируя их по разным
основаниям; им даже разработаны правила "морального счета", где добро
— "приход", зло — "расход". При этом существование частной
собственности и конкуренции Бентам рассматривает как необходимое условие
реализации главного положения его концепции. "Наибольшее счастье для
наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую
должно иметь правительство". |
Реклама: |