|
С превращением рабства в
господствующий способ эксплуатации росло имущественное неравенство свободных,
обострялись социальные противоречия древнегреческого общества. Богатые
рабовладельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроенные средние
классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди
свободного населения усугубляли антагонистические отношения рабовладельцев и
рабов. Основанные на господстве аристократии или демократии государства-полисы
объединялись в военно-политические коалиции и государственные союзы (Афинский
морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.). Противоборство
этих коалиций порождало политические перевороты в полисах и междоусобные войны,
самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431—404 гг. до н.э. В результате продолжительных
междоусобных войн, подорвавших экономику полисов, они приходят в упадок и
переживают глубокий кризис. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие
государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) — Римом. Политическая идеология
Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе
разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного
сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось
рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со
странами Древнего Востока. Интенсивная торговая
деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование
технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно
демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали
искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней
Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения.
Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских
учений. В состав философского
мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания — натурфилософия,
теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней
Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии
с иными формами общественного сознания. Для развития
социально-политической теории первостепенное значение имело расширение
эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в
государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики
осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы
возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.
Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению
законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург — в Спарте,
Солон — в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана
классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.),
вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки. На содержание античных
политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики,
утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.
Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои
общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу.
Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной
интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план
выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью
морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи
нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о
равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства. Начиная с III в. до н.э.,
когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном
сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают
настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания.
Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями
индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура). |
Реклама: |