|
§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софистыРабовладельческая демократия
достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда экономическим и
политическим центром древнегреческого общества стали Афины. В исторической
литературе за этим периодом закрепилось название "золотой век"
афинской демократии, или, по имени одного из ее вождей, "век
Перикла". Политическая мысль
рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов. Возникновение школы софистов
как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин
во второй половине V в. до н.э. Софистами (слово произошло от греческого
"софос" — мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству
спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты
реализовывали практически одну из программных идей демократии — идею обучения
мудрости, распространения знаний. В центре внимания софистов
находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского
искусства. Интерес к этим проблемам во многом был обусловлен идеологическими
установками демократии: поскольку знаниям отводилась роль критерия при отборе
кандидатов на государственные должности, постольку главное место в обучении
должна была занять подготовка слушателя к политической деятельности, к
выступлениям в народном собрании и суде. По утвердившейся традиции
различают старших и младших софистов. К видным представителям старшего
поколения софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт. Старшие
софисты придерживались в целом прогрессивных, демократических воззрений. Одним из основателей этого
направления был Протагор. Согласно знаменитому
мифу Протагора, где рассказывается о возникновении общества, человек
первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем. Этому
искусству его научил Прометей, выкравший огонь у богов. Постепенно люди
овладели ремеслами, но продолжали жить разбросанно, у них не было оружия, и они
погибали от нападения диких зверей. Людям неизвестно было умение жить в
сообществе. Как только они собирались вместе, так сейчас же начинались раздоры.
Тогда боги ввели стыд и правду, наделив ими всех людей, так что каждый стал
причастен к справедливости и политическому искусству. Никакое государство не
устоит, заключал Протагор, если политическим искусством будут владеть немногие. Миф Протагора лишь внешне
напоминает религиозные предания. Создание этого мифа было нацелено как раз на
то, чтобы опровергнуть традиционные мифологические представления о
"золотом веке" в прошлом, о необходимости возврата к старине.
Протагор рисует в своем мифе беспомощное существование человека до образования
государства, проводит идеи восходящего развития культуры и совершенствования
общественной жизни по мере накопления знаний. Протагор доказывал, что законы
относятся к произведениям искусства и что, подобно любому другому ремеслу,
справедливости в общественных делах можно научиться. Добродетель, замечал он,
дело наживное. Идея одинаковой причастности людей к справедливости приводилась
в обоснование того, что в управлении государством должны участвовать все
граждане. Протагор и другие старшие
софисты подчеркивали изменчивый характер представлений человека. Об одном и том
же предмете, учил Протагор, может быть высказано два противоположных мнения, и
ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Например, больному человеку
еда покажется горькой, а здоровому — сладкой и вкусной. Они оба будут по-своему
правы. Общепризнанной истины и единого блага просто не бывает. Носителем знаний
и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек. Эту
мысль Протагор выразил в формуле, которая воспринималась современниками как
своеобразный лозунг софистов: "Мера всех вещей — человек, существующих,
что они существуют, а не существующих, что не существуют". |
Реклама: |