|
Методологическое значение
истории Востока определяется также тем, что несмотря на многочисленные
исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов
Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие
распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к
современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений.
Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политико-правовой
теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и
продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно
сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой
идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п. В Новейшее время интерес к
идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало
национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших
в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней
и самобытной культурой усилило интерес к их
историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение
национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств
сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох. Некоторые течения
общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня
период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой
"культурной революции" вновь получило официальное признание
конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология
развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С
этими процессами до известной степени связано и распространение восточных
религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за
последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений. Современное содержание
религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего
Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным
просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала
справедливости и т.п. Ведь, например, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально
относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай —
это центр Поднебесной, которому должны подчиняться все остальные народы.
Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует
учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации. Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ§ 1. ВведениеВ середине I тысячелетия до
н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и
сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у
греков морская торговля — ее развитие стимулировало рост городов и создание
греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение
общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции
превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в
области техники, естествознания, письменности и права. Социально-политический строй
Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т.е.
небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из
города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков
численность свободного населения полиса редко превышала 100 тыс. человек. Общей чертой полисной жизни
VII—V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в
рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами,
образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В
зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах
принимала форму либо аристократического правления (например, в Спарте), либо
демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания — власть одного
или нескольких лиц, узурпировавших ее силой). |
Реклама: |