|
Идеологи легизма намечали
провести обширный комплекс экономических и политических реформ. В области
управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного
правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в
обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь
шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки,
устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок". Намечалось также
упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян
рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность
государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных
слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих
должностей. "Если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть им
за сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности".
Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь
одно требование — слепо повиноваться государю. Легисты считали необходимым
ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии
местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян
выступал с проектами реформ (районирования страны, службы чиновничества на
местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный
контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало
территориальному подразделению граждан в Китае. Предлагалось также
установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты,
Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под
законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные
распоряжения правительства. Отношения между властью и
народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. "Когда
народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего
народа — армия могущественна". В образцовом государстве власть правителя
опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны
представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у
него средством устрашающего превентивного террора. За малейший проступок,
убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна
была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление
народа. Высшей целью деятельности
государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной объединить
Китай путем захватнических войн. Легизм содержал наиболее
полную программу централизации государства, и его рекомендации были
использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в.
до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные
последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось
усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных
животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство
широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от
наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали
его с даосизмом либо конфуцианством. Во II—I вв. до н.э.
конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве
государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм,
переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со
временем утрачивает влияние на развитие политической и правовой идеологии. Официальным учением
императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции
1911—1913 гг. § 4. ЗаключениеИзучение политико-правовой
мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое
значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших
цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить
формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления
классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении
уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира
длительное время развивались изолированно друг от друга, и процесс зарождения
политико-правовой идеологии протекал в них что называется в чистом виде,
независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в
последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и
богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами
социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся
от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы
образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет
воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового
сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ. |
Реклама: |