|
Впервые в истории русской
политико-правовой идеологии Радищев выдвинул концепцию народной революции.
Критика надежд на совестливость помещиков или "просвещенность"
монарха, описание ужасов крепостного права логически подводят к выводу:
"Из мучительства рождается вольность". "Русский народ очень
терпелив, — писал Радищев, — и терпит до самой крайности; но когда конец
положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился
на жестокость". Напоминая помещикам о крестьянской войне, когда восставшие
"не щадили ни пола, ни возраста", Радищев предостерегает дворянство:
"Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу
твое осуждение". Близко к аналогии
Козельского между восстанием угнетенных и рекой, прорвавшей плотину, Радищев
пишет о потоке, который будет тем сильнее, чем тверже ему сопротивление; если
этот поток ("таковы суть братья наши, в узах нами содержимые")
прорвется, "мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет
посул за нашу суровость и
бесчеловечие". В оде "Вольность"
красочно описываются народный суд над царем и его казнь: "Ликуйте,
склепанны народы. Се право мщенное природы на плаху возвело царя".
Обращаясь в той же оде к истории английской революции, Радищев порицает
Кромвеля за то, что "твердь свободы сокрушил". "Но, — продолжает
Радищев, — научил ты в род и в роды, как могут мстить себя народы, ты Карла на
суде казнил". "Ода совершенно явно и
ясно бунтовская, где царям грозится плахою, — возмущалась Екатерина. —
Кромвелев пример приведен с похвалами. Сии страницы суть криминального
намерения, совершенно бунтовские". Считая народную революцию
правомерной, призывая к ней на страницах "Путешествия", Радищев
печалился, что "прельщенные грубым самозванцем" крестьяне "в
невежестве своем" не видели других способов освобождения, как убийства
помещиков: "Они искали паче веселия мщения, нежели пользу сотрясения
уз". В то время многие даже
радикальные мыслители опасались, что народная революция не сможет привести к
положительным результатам, боялись ужасов революции. Эти опасения были чужды
Радищеву. Действительно, бесчеловечность и жестокосердие господ, доводящих до
отчаяния рабов, неизбежно порождают мстительность, жестокость, "пагубу
зверства" восставших. Но и поголовное истребление дворянства не привело бы
к урону для страны. "Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их
изторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они
других о себе мыслей и права угнетения лишенны". Не случайно
"Путешествие" завершается "Одой Ломоносову". В Ломоносове
Радищев видел пример ученого-самородка, каких во множестве выдвинет Россия,
освобожденная от ига рабства. В будущей России должен
установиться республиканский строй: "На вече весь течет народ".
Вопреки господствовавшей абсолютистской идеологии и дворянской историографии
Радищев стремился примерами истории доказать способность русского народа к
республиканскому правлению: "Известно по летописям, что Новгород имел
народное правление". В Новгородской республике
Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии:
"Народ в собрании своем на вече был истинный Государь". Так же будет
управляться и будущая Россия. Поскольку в большом государстве невозможно
осуществить непосредственную демократию, Радищев предполагал создание на
территории России союза небольших республик: "Из чедр развалины
огромной... возникнут малые светила; незыблемы свои кормила украсят дружества
венцом". Основой общества будет
частная собственность, которую Радищев считал естественным правом человека,
обеспеченным первоначальным общественным договором: "Собственность — один
из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество". Поэтому в
будущем обществе "межа, отделяющая гражданина в его владении от другого,
глубока и всеми зрима и всеми свято почитаема". Но Радищев — противник
феодальной собственности на землю; первым в России он выдвинул принцип: земля
должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает ("Кто же к ниве ближайшее
имеет право, буде не делатель ее?"). В результате революции и ликвидации
помещичьей собственности землю получат крестьяне: "Удел в земле, ими
обрабатываемый, должны они иметь собственностию". Незыблемую частную
собственность Радищев считал необходимым стимулом к труду; трудовая
собственность на землю обеспечит общее благосостояние, процветание народного
хозяйства: "Но дух свободы ниву греет, бесслезно поле вмиг тучнеет; себе
всяк сеет, себе жнет". |
Реклама: |