|
Разработанная Радищевым
программа была теоретическим выражением интересов крепостного крестьянства.
Понимая, насколько трудно добиться того, чтобы эта программа вошла в сознание
многомиллионных масс крестьянства, Радищев замечал: "Но не пришла еще
година, не совершилися судьбы; вдали, вдали еще кончина, когда иссякнут все
беды". Народная революция осуществится нескоро, однако она неизбежна:
"Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших
будущее скрывающую: я зрю сквозь целое столетие". Не видя близкой перспективы
антифеодальной революции в России, Радищев разработал проект постепенной
ликвидации рабства ("Хотилов. Проект в будущем"), взывая к совести
помещиков и одновременно угрожая им ужасами крестьянской войны ("Приведите
себе на память прежние повествования... Блюдитеся"). Демократические положения
содержатся также в рукописях Радищева по вопросам права ("Опыт о
законодавстве", "Проект Гражданского уложения"). На всех этапах
своего творчества Радищев отстаивал естественные права личности (право на
вольность, на безопасность), равенство граждан перед законом и судом, свободу
мысли, слова, право собственности и др. Жизнь Радищева окончилась трагично.
В 1801 г. ему было разрешено вернуться в Петербург, где он был привлечен к
работе в законодательной комиссии, созданной Александром I. В комиссии Радищев
выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян.
Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой. § 7. ЗаключениеУкрепление в России
феодально-крепостнического строя, обострение порожденных этим общественных
противоречий обусловили развитие политико-правовой идеологии. Твердо
определилась характерная и для последующего времени программная проблематика
этих учений; центральными стали проблемы крепостничества и самодержавия. На
основе разного отношения к этим проблемам идеологов различных сословий
сложилось несколько течений политико-правовой идеологии. По способам
общетеоретического обоснования программных требований политико-правовая мысль
России прочно включилась в мировой процесс борьбы рационализма и религии,
юридического и теологического мировоззрений. Общие интересы
господствующих дворян-помещиков выражены идеологией "просвещенного
абсолютизма". Характерная черта политико-правовой идеологии
"просвещенного абсолютизма" — резкое, порой вопиющее противоречие
между логико-теоретической основой, взятыми у Просвещения прогрессивными теоретическими
посылками и апологией крепостничества. Наряду с порицанием безнравственности и
противоестественности крепостного права в системе доводов в его защиту
сохранилось выдвинутое еще Татищевым и просуществовавшее до середины XIX в.
суждение типа: "Если крепостное право — зло, то его отмена или ослабление
— зло еще большее". Продолжала разрабатываться
система доводов, обосновывавших самодержавие, для чего использовались
произвольно подобранные идеи Просвещения. Использование этих идей в системе
самодержавно-крепостнических политико-правовых взглядов сопровождалось их
существенным искажением или чисто декларативным воспроизведением
("Наказ" Екатерины II) либо грубым извращением и опровержением их
теоретической основы при сохранении некоторых идей или терминологии (критика
Щербатовым идеи равенства), Во второй половине XVIII в.
зарождается российский либерализм: дворянский определял наиболее выгодные для
помещиков условия отмены крепостного права, в то время как либерализм
буржуазного типа почти не касался этой проблемы, делая упор на упорядочение
законодательства и создание организационно-правовых гарантий стабильности
правопорядка. Наиболее значительное
событие истории русской политико-правовой идеологии второй половины XVIII в. —
возникновение революционно-демократической теории. Критическому выступлению
Радищева предшествовало порицание отдельных сторон общественно-политического
строя России с позиций гуманизма и просветительства Новиковым, Козельским и
другими мыслителями. Радищев впервые подверг крепостничество и самодержавие
критике как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного
права, сделал из этих идей конкретные выводы. Не случайно именно творчество
Радищева оказало сильное и продолжительное воздействие на последующее развитие
общественной и политико-правовой мысли России. Передовые мыслители восхищались
личным мужеством первого русского революционера; Пушкин, оценивавший книгу
Радищева как "воззвание к возмущению" и первым выступивший с ее
критикой в печати, писал: "Мелкий чиновник, человек безо всякой власти,
безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу
самодержавия, противу Екатерины". |
Реклама: |