|
Радищев доказывал
несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права.
Положительный закон должен иметь основание в естественном законе; по природе
все люди равны, и если одни порабощают других, то "тут никакой не можно быть
связи, разве насилие". Крепостное право противоестественно, потому оно
является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить
силу же; оно противоречит общественному договору, поскольку общество создано
для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части
другой. Радищев раскрывает также
экономическую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам
развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У
крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не
принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах
труда. "Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан". Не менее резко Радищев
выступал против самодержавия. Еще в 1773 г. термин "деспотизм",
содержащийся в книге Мабли, Радищев перевел как "самодержавие" и
пояснил: "Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству
состояние". Ода "Вольность" (1781—1783 гг.) содержит осуждение
монархии и концепцию народной революции. В "Путешествии из
Петербурга в Москву" сделаны конкретные выводы из общетеоретических
посылок естественно-правовой школы. В главе "Спасская
полесть", описывая противоречие между внешним обликом "лучезарного
царского величества" и его истинной деспотической сущностью, Радищев почти
открыто изображает противоположность между показным великолепием
екатерининского двора и бедственным состоянием ограбленной и угнетенной России.
Первенствующий в славе, почете, в заботах об общем благе монарх, который
"в народе зрит лишь подлу тварь", — на самом Деле "первейший в
обществе может быть убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший
нарушитель общия тишины, враг лютейший". В главах
"Путешествия" изображены слуги самодержавия, казнокрады, бездушные
бюрократы, самодуры. Каждый из чиновников связан круговой порукой со всем
дворянским сословием, объединенным общей заинтересованностью в совместной
охране сословных "ривилегий, подавлении угнетенных и недовольных. Эту
круговую поруку, неразрывную связь "дворянского общества" и
"верховной власти" Радищев красочно рисует, описывая дворянский суд
над крепостными в главе "Зайцово", вызвавшей особенно злобные
замечания Екатерины II. Она обнаружила здесь идеи "совершенно те, от
которых Франция вверх дном поставлена... Надежду полагает на бунт от
мужиков". Особое место в радищевской
критике самодержавия занимает проблема "просвещенного абсолютизма".
Само положение монарха, утверждал Радищев, таково, что он недоступен
просвещению. "Пребывание мое, — говорит Истина, — не есть в чертогах
царских". Союзником монарха в угнетении и подавлении народа под прикрытием
"общего блага" являются церковь и духовенство: "Власть царска
веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут; одно
сковать рассудок тщится, другое волю стерть стремится; на пользу общую —
рекут". Казенному оптимизму
прислужников монарха Радищев противопоставлял реалистическое описание страны,
подавленной и разоренной самодержавием и крепостничеством. Критика идеи "философа
на троне" у Радищева органически связана с опровержением надежд на реформы
"просвещенного монарха". Во-первых, монарх не может стать
просвещенным ("Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей,
если не в царской?"). Во-вторых, монарху нет выгоды ограничивать свой
собственный произвол. В главе "Хотилов"
излагается проект постепенного освобождения крестьян, о возможности которого
Радищев, однако, пишет скептически: свободы следует ожидать не от соизволения
помещиков, "но от самой тяжести порабощения". |
Реклама: |