|
Основной целью проекта было
создание условий для упорядочения законодательной деятельности, а также
(главное) организационно-правовых гарантий законности деятельности
бюрократического и судебного аппарата самодержавной России. Взгляды Десницкого на
коммерческое состояние в России и на Западе своеобразны. В его трудах немало
критических суждений о "сокровиществующих миллионщиках", использующих
богатство, чтобы "пленить в послушание себе целый свет", делающих
"нечувствительно тьмы народов от себя зависящими", у которых (как в
Англии) "даже и самое правосудие может быть нечувствительно на
откупе" и т.п. Но, оговаривает Десницкий, это результат "безмерной и
худо управляемой коммерции", "весьма опасной коммерции, когда оная
вся перевалится на руки немногих богачей". В духе политики и идеологии
"просвещенного абсолютизма" Десницкий одобрял государственное
покровительство промышленности и торговле, поддержку мануфактур, учреждение
банков, покровительство развитию наук и художеств; это относится к задачам
"полиции", ведающей гражданским благоустройством и благосостоянием. Десницкий признавал
существование таких "природных прав" человека, как право на жизнь,
здоровье, честь, собственность; он утверждал, однако, что исторические,
географические и иные обстоятельства могут обусловливать такое развитие
господской или отеческой власти, которая, как у римлян, была необходимой по
политическим соображениям, "сколько бы ни казалась в теории противною
натуре человеческой". Рабство у римлян, рассуждал Десницкий, было вызвано
обширными размерами страны, наличием множества людей "подлого
состояния", склонных к бунтам и возмущениям, которых по этой причине лучше
держать в неволе. Десницкий не выступал с
осуждением крепостного права и не призывал к его отмене. О крепостных
крестьянах России он писал: "Нет возможности без нарушения спокойствия
государства дать оным земледельцам права и преимущества". Ссылаясь на
екатерининский "Наказ", он предлагал "означить некоторый род
собственности для крестьян", которой помещик для собственной выгоды
награждал бы трудолюбивых. Как почти все мыслители того
времени, Десницкий осуждал продажу крестьян в розницу и предлагал определить
законом, чтобы такие продажи или переводы крестьян в дальние деревни не
делались без их согласия. При этом даже и весьма умеренные "учреждения для
крестьянства", оговаривал Десницкий, необходимо сделать "с крайнею
осторожностью" (их исполнение должно всецело зависеть только от "воли
помещичьей"; они не должны "подать крестьянину поползновения к
непослушанию и дерзости" и т.п.). Возникший в России
либерализм буржуазного типа отличался от дворянского либерализма, который не
содержал программы политических реформ уже по той причине, что самодержавие
выражало общие интересы дворянства, а каждый отдельный дворянин был в какой-то
мере защищен от чиновничьего произвола своими привилегиями. Иным было положение
торгово-промышленных сословий России, чьи экономические интересы и пожелания в
середине XVIII в, не шли далее приобретения права владеть крепостными, однако в
области политико-правовой состояли не только в одобрении политики
протекционизма, но и еще более в стремлении получить хоть какие-то юридические
гарантии и защиту от почти бесконтрольного произвола сановников, чиновников,
военных, судей, помещиков. § 5. Политико-правовая идеология крестьянских движенийУжесточение помещичьего
произвола, рост феодальных повинностей вели к усилению крестьянских волнений.
Манифест Петра III об освобождении дворянства от обязательной службы
государству (18 февраля 1762 г.) толковался как пролог к освобождению крестьян
от обязанности работать на помещиков. В начале царствования
Екатерины II в народе появился подложный царский указ с обвинением дворянства в
нарушении правды, пренебрежении божьим законом и государственными правами.
Ожидая освобождения от помещичьего гнета, крестьяне поначалу рассчитывали на
царя. Восстававшие крестьяне нередко требовали перевода их из помещичьих в
государственные; к началу созыва Уложенной комиссии было подано множество
челобитных на тяжесть помещичьих поборов; пошли слухи, что господских крестьян
отберут в казну. Собрание и деятельность Комиссии вызвали горькое
разочарование. В безымянном произведении крестьянской литературы "Плач
холопов" (1767—1768 гг.) говорилось: "В свою ныне пользу законы
переменяют: холопов в депутаты затем не выбирают. Что могут-де холопы там
говорить? Отдали им волю до смерти нас морить". Автор призывал крестьян
"сделать между собой дружбу": "Всякую неправду стали б выводить
и злых господ корень переводить". |
Реклама: |