|
Вслед за Адамом Смитом,
лекции которого он слушал в Глазго, Десницкий связывал развитие общества,
государства и права с хозяйственным бытом народов, способом добывания средств к
жизни. Он делил историю человечества на четыре этапа (состояния) — охотничий,
пастушеский, земледельческий, коммерческое состояние. С переходом народов от
одного состояния к другому связаны возникновение (с переходом к земледелию) и
изменения государства и законов. В коммерческом состоянии земледелие, ремесло и
искусства достигают совершенства; большое развитие получают торговля,
купечество и право собственности. Все это предопределяет необходимость ряда
изменений государства и права. В коммерческом состоянии
"превосходное богатство есть первый источник всех достоинств, чинов и
преимуществ перед другими". Коммерция обусловливает развитие права — у
простых народов законов мало (все законы древних римлян умещались на двенадцати
таблицах); чем выше народ в развитии, тем больше законов ему нужно (только сокращенное
изложение законов Великобритании, "где ныне законы в великом
совершенстве", занимает 25 книг). Богатство — причина и основание
разделения властей; Десницкий с одобрением отзывался о государственном строе
Англии, но считал парламентское правление неприменимым к России. "Монарх всероссийский,
— писал Десницкий, — в Российской церкви и империи есть самодержец".
Одобряя идеи Монтескье о разделении властей, Десницкий стремился
"приноровить учреждение таких властей к нынешнему возвышающемуся
российскому монаршескому состоянию". Созыв Комиссии для сочинения
нового Уложения представлялся Десницкому подходящим временем и поводом для
проведения в России хотя бы некоторых реформ, приближающих коммерческое
состояние. Он написал "Представление о учреждении законодательной,
судительной и наказательной власти в Российской империи" (датировано
"30 февраля 1768 г."). Особенность изложенных здесь идей в том, что
предлагается не "разделение властей" в смысле создания
конституционной монархии с системой "сдержек и противовесов", а
образование или реформа подчиненных неограниченному монарху учреждений,
осуществляющих законодательную, судебную и исполнительную функции. Поскольку развитие коммерции
требует все большего количества законов, для их подготовки при монархе
безотлучно должно состоять специальное учреждение. Им должен стать Сенат;
Десницкий предлагал преобразовать Сенат в законосовещательный представительный
орган (600—800 человек), избираемый ("по изволению монархов") на пять
лет на основе высокого имущественного ценза. Учреждение "судительной
власти" мыслилось как упорядочение системы профессиональных судей и
организация суда присяжных, "если б монархи российские соблаговолили
узаконить по примеру английскому". Десницкий — сторонник гласности судопроизводства,
публикации в печати решений судов, учреждения адвокатуры, принципа
состязательности. "Во многих государствах опытом дознано, что без споров в
суде справедливости доходить иного средства другого никакого нет". "Наказательная
власть" должна осуществляться воеводами, ведающими местами заключения,
исполнением приговоров, сбором подушных и пошлин. На воевод можно подавать
жалобы в суд; обоснованные жалобы докладываются Сенату, "где воевода
произвольному монарха штрафу и наказанию подвержен будет". Кроме того, в
столицах и крупных городах предлагалось учредить "гражданскую власть"
из купцов (большинство) и дворян, ведающую градостроительством и
благоустройством, ценами, векселями, сбором пошлины и др. Законодательная власть,
рассуждал Десницкий, является первой и в полном значении принадлежит только
монарху; однако исполнение законов зависит от организации и деятельности других
властей. "Многие народы опытом дознали, что лучше не иметь иных законов,
нежели имея, не исполнять". |
Реклама: |