|
Идеей естественного права
Козельский обосновывал вывод, что "закон, который дозволяет пленника
продать, купить, сделать рабом и содержать его произвольным образом, не основан
ни на каком праве, ни на справедливости". Намек на указ Екатерины,
запретивший крепостным подавать ей жалобы на помещиков (1767 г.), слышится в
таком рассуждении: "Несносно то в человеке, когда он причиняет своему
ближнему обиду, а то вдвойне еще несноснее, ежели он не терпит, чтоб обиженный
жаловался на обиду". Вопреки официально поддерживаемой идее о
необходимости прежде просветить ("выполировать") народ, а затем уже
даровать ему свободу, Козельский утверждал: "Выполировать народ иначе нельзя,
как через облегчение его трудностей". В книге содержатся намеки на
справедливость и возможность насильственного уничтожения крепостничества.
Козельский считал войну справедливой только в том случае, если ее ведут люди,
"которые так обижены, что обида их стоит по справедливости войны", и
если у них нет другого средства избавиться от несправедливостей. Подобно тому,
как река с тем большей силой прорывает плотину, чем дольше было удерживаемо ее
течение, люди, долго подвергавшиеся угнетению, "тем больше истощают наружу
свою досаду", чем к более долговременному терпению были принуждены;
обиженные "при способном для них случае очень мстительны" по
отношению к угнетателям, и "по справедливости почесть их можно почти за
невинных". Козельский писал, что его
"Философические предложения" противоречат "нынешним
обычаям", а потому не избегнут порицания. Идеи своей книги он обоснованно
противопоставлял макиавеллизму: "Макиавелли не умрет, проклинать его будут
очень громко, а подражать очень
тихо". Крепостничество как
экономически невыгодную для крупных землевладельцев систему порицали отдельные
крупные землевладельцы. Князь Д. А.
Голицын (1734—1803), богатый помещик, дипломат и посол, был одним из
первых дворянских либералов, считавших более выгодным для своего класса и для
всего государства развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли на
основе свободного труда: "Пока существует крепостное право, Российская
империя и наше дворянство, предназначенные тому, чтобы быть богатейшими в
Европе, останутся бедными". Ссылаясь на историю Франции, Англии,
Голландии, Голицын писал, что "искусства, ремесла развивались и нравы
улучшались лишь в стране, где крестьяне пользовались правом собственности и
свободы". Голицын предлагал освободить
крепостных с учетом "опасности как от неумеренной поспешности, так и от
излишней медлительности". Крестьян предполагалось освободить за выкуп и
без земли. "Земли принадлежат нам, — рассуждал Голицын. — Было бы вопиющею
несправедливостью их у нас отнять". Политические взгляды
Голицына реакционны. Он крайне враждебно отнесся к французской революции,
защищал "алтарь, трон, собственность", опрокинутые и замененные
"химерами и крайностями, из которых излюбленными были неограниченная
свобода, а также совершенное и абсолютное равенство". В специальном
сочинении Голицын убеждал монархов Европы, что их короны уже шатаются, призывал
их к борьбе против "беспорядка и анархии", охвативших Францию. Дворянский либерализм
выражал настроения и интересы тех крупных землевладельцев, которые выступали за
создание условий для развития капитализма в России при сохранении таких устоев
феодализма, как самодержавие и помещичья собственность на землю. Одним из первых
представителей либерализма буржуазного типа в России был профессор Московского
университета Семен Ефимович Десницкий (после
1740 — 1789). В произведениях Десницкого
широко использовались достижения теоретической мысли других стран. Он высоко
ценил книгу Гроция "О праве войны и мира", но резко критиковал чисто
умозрительные построения ряда представителей естественно-правовой школы,
особенно Пуфендорфа. |
Реклама: |