|
Новиков не выступал против
крепостничества как системы, считая его, подобно сословному строению общества,
неизбежным следствием и формой разделения труда. Однако знакомство с реальным
положением дел в деревне, приложение естественно-правовых, нравственных оценок
к крепостническим отношениям, приверженность масонским идеям всеобщего
равенства людей побуждали его к радикальным для того времени выступлениям. В
1772 г. в журнале "Живописец"
(издание "Трутня" было прекращено по цензурным условиям) опубликован
"Отрывок путешествия в*** И *** Т***" (предполагаемая расшифровка —
"Издатель Трутня"), впервые в русской публицистике описывающий быт
крепостных. Вопреки официальной точке зрения о господстве в деревне добрых
помещиков автор рассказывал о нищете и угнетении крестьян, непомерных поборах и
бесчеловечном обращении с крепостными жестоких и глупых помещиков. "Бедность и рабство повсюду встречались мне в образе
крестьян", — пишет посетитель деревни "Разоренная". Защищаясь
вскоре от нападок, "будто сей листок огорчает целый дворянский
корпус", Новиков пояснял, что порицается лишь "Дворянин, власть свою
и преимущество дворянское во зло употребляющий". Сатира Новикова не шла
далее обличения отдельных пороков существовавшего строя; с самого начала
издатель "Трутня" объявил, что "против Бога и правления... в
наше время никто ничего не напишет, кто хотя искру понятия имеет". Тем не
менее статьи Новикова сразу же вызвали угрозы официозных изданий; его журналы
закрывались, их издатель подвергался преследованиям. Новикову принадлежит заслуга
организации русского книгопечатания, издания и распространения многих книг
отечественных писателей, а также издания переводов зарубежной классики. За
связь с масонами Новиков, которого императрица называла "умным и опасным
человеком", был заточен в Шлиссельбургскую крепость (на 15 лет), откуда он
(через 4 года) был освобожден Павлом I. При Екатерине II был открыт
относительно широкий доступ в Россию иностранной литературы, в том числе
радикальной по содержанию; выбор для перевода различных произведений,
опубликование их с примечаниями издателей и переводчиков стали одной из форм
выражения и пропаганды политико-правовых идей различных направлений. В
1768 г. отставной военный, секретарь одного из департаментов Сената Яков Павлович Козелъский* (1728 — после 1793) опубликовал
книгу "Философические предложения", представляющую собой нечто вроде
хрестоматии, в которой по определенной системе изложены выбранные автором
"полезные для человеческого рода истины". * Его младший брат и тезка в том же году выступал в
Уложéнной комиссии с поддержкой мнения Коробьина. По мнению Козельского,
внимания достойны лишь четыре философа: Руссо, Монтескье, Гельвеций и некий
аноним (Шефтсбери). "Первый из них, бессмертия достойный муж, как
высокопарный орел превзошел всех бывших до него философов". В книге воспроизводятся идеи
о договорном создании государства и общества для обеспечения людям
"гражданской вольности и собственности имения", о необходимости
соединения "особенной пользы каждого человека с общею пользою для
всех". Наилучшим признается общество с таким распределением имуществ,
чтобы "одни люди не могли презирать и утеснять других", где труд
обязателен, а "для труда человеку довольно восьми часов в сутки". С
одобрением и симпатией воспроизводятся демократические идеи: "В
республиканском правлении общая польза есть основание всех человеческих
добродетелей и законодательств". Составив сборник
высказываний западных просветителей, автор "Философических
предложений" отводил от себя обвинение в чрезмерном свободомыслии и как бы
следовал способу, каким был составлен "Наказ" Екатерины II; его
произведение, однако, противостояло екатерининскому "Наказу" как
выбором мыслителей и их идей, так и теми выводами, какие следовали из
философских посылок. В "Философических предложениях" немало скрытой
полемики с идеологами "просвещенного абсолютизма", критических
намеков на крепостническую действительность. |
Реклама: |