|
Отношение Щербатова к
самодержавию было сложным. Там где речь шла о защите феодального строя,
Щербатов отдавал такой защите все силы и знания (по заданию Екатерины II он
написал в связи с восстанием Пугачева "Краткую повесть о бывших в России
самозванцах"). Однако там, где ставилась проблема привилегий родовитого
дворянства, участия феодальной знати в управлении обществом и государством, Щербатов
порой очень резко критиковал самодержавие. Самодержец — "самовластитель,
подчинивший своей власти все законы и благо народное". Щербатов порицал
хаотическое состояние российского законодательства, жестокость уголовных
законов, "кнутобойство", бездарность и леность чиновной бюрократии,
неустроенность правосудия. Самовластие государя,
произвол и употребление власти во вред общественному благу может сдержать, по
мнению Щербатова, только аристократия, "великое число сильных и знатных
родов". Между тем монарх, обходя чинами и отличиями родовую знать,
окружает себя "временщиками, пронырами, выскочками и льстецами" из
людей "подлого состояния" (очень зло и ядовито Щербатов писал о
Бироне, о Потемкине, Самойлове и др.). Порицая абсолютизм с
тираноборческих позиций, Щербатов предлагал передать законодательную власть
дворянскому сословному собранию и ограничить власть монарха
"основательными законами". В произведении "Путешествие в землю
Офирскую господина С. швецкого дворянина" Щербатов изложил свой идеал —
кастовое рабовладельческое общество и тоталитарное олигархическое государство. Население Офирской земли
делится на четко отделенные одна от другой касты; все стороны жизни офирцев
регламентированы "Катихизмой законов", нормы которой детально
определяют не только правовое положение каст и их подразделений, но и одежду,
пищу, быт каждой из них. Рабы в Офирской земле отданы в полную власть
благородных. Последние имеют монопольное право владеть рабами и занимать
государственные должности; особые политические привилегии — у вельможной знати.
Царь офирцев подчинен законам, издаваемым сословными дворянскими собраниями, и
правит совместно с ними (верховный совет, вышнее правительство). В Офирской
земле организованы поселенные войска (прообраз позднейших военных поселений);
эти поселенные войска, подчеркивал Щербатов, напоминая о крестьянской войне
Пугачева, особенно важны в случаях внутренних беспорядков. § 4. Политико-правовые идеи просветительства и либерализмаОтдельные представители
образованных классов, сопоставляя существовавшие в России
феодально-крепостнические порядки с порядками более развитых стран либо с
передовыми теориями стран, переживающих кризис феодализма, высказывали
критические суждения о злоупотреблениях крепостным правом, ставили вопрос об
осуществлении в России хотя бы части идей Просвещения. Исходя из убеждения, что
все беды и злоупотребления порождаются невежеством и дурными нравами,
сторонники просветительства считали обличение общественных пороков
(взяточничества, корыстолюбия, щегольства, галломании, невежества, жестокости,
безрассудства) и нравственно-духовное воспитание дворянства верным средством
искоренения пороков. С конца 60-х гг. с
разрешения и по инициативе императрицы в России стали издаваться различные
журналы. Девизом журнала "Всякая всячина" (1769—1770 гг.), которым
негласно руководила Екатерина II, было выраженное намерение издателей
"вселить человеколюбие в сердца и души помещиков и смягчить страдания
крепостных". Особое место среди издателей
и журналистов того времени занимал Н. И. Новиков
(1744—1818), издатель журналов "Трутень", "Живописец" и др.
Новиков обличал пороки тогдашнего общества, произвол и взяточничество
чиновников и судей, казнокрадство, низкопоклонство дворян перед заграницей.
"Трутень" затрагивал проблему противоречия сословного неравенства и
естественного равенства людей. В журнале высмеивались помещики, которые больны
"мнением, что крестьяне не суть человеки", не слышат "вопиющего
гласа природы: и рабы — человеки". |
Реклама: |