|
Идеи правления знатных у
Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные
для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми,
их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с
положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой
общинной верхушке. Главная задача благородных
мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это
понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под
человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям
семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в
себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а
также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами.
"Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это
основа человеколюбия". Общим принципом взаимоотношений между людьми был
принцип "не делай другим того, чего не желаешь себе". Перенесенные в сферу
политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы
управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого
исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла
существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей.
"Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын
— сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к
своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее
оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное
дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять — значит
поступать правильно". В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю
почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом
организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных
кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой
одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства. Описание идеального общества
Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль
нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником
управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на
устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных
религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. "Если
руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи
наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет
испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и
поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он
исправится". Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания,
касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа
предков), моральные наставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое
преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила,
существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу. На страницах книги
"Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном
управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться.
Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той
счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в
том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный
и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять
наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям. Конфуцианское учение
отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало
своеволие государя определенными моральными рамками. Политическая программа
раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и
прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению
патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии.
Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных
слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние,
будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников
организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых
предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией. |
Реклама: |