|
Существующие в обществе
недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли
от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с
землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц
является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его
способностей и знаниям. В социально-этическом плане
лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и
умеренности. "Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит
большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". Хороший купец,
имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В "Дао дэ цзин"
нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства
представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао,
говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем
нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них
отнято". Свои надежды на
восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с
умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть
"чудесную тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и
государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными.
Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а
народ без приказания успокоится". Мудрый государь, поучали
даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от
активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему
правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и
запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о
котором народ знает лишь то, что он существует". Лао-цзы призывал знать и
правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки,
существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями,
отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний. "В
древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его
невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний". Социально-политическая
концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали
умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых
было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладая
реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на роль
хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились
поправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства,
используя для этого и общинные традиции взаимопомощи. Мистицизм и таинственность
даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп,
начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими
организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало
восприятие учения крестьянскими массами. Наиболее влиятельной
доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.) защищал интересы слоев,
стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения
мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и
беседы"). Основными категориями
конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил
ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь
различные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения
его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний. Управлять государством,
согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном
неба". Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что
деление людей на "высших" и "низших" не может быть
устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в
том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по
моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец
нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает
нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на
государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять
несправедливых, народ будет подчиняться". |
Реклама: |