|
Вместе с тем отдельные
положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним
следует отнести прежде всего идеи распространения моральных знаний и обучения
людей независимо от их сословной принадлежности. Просветительская деятельность
Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры. С критикой правления
наследственной аристократии выступил Мо-цзы
(приблизительно 479—400 гг. до н.э.) — основатель школы моистов. Его учение
изложено последователями в книге "Мо цзы". Моизм выражал
интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников,
торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых
было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к
крестьянским массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой,
— добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к
правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же
противоречиями было пронизано учение моистов. Воспроизводя некоторые
представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных
должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди
равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших,
знатных и подлых; все люди — слуги неба". На государственную службу
следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций
ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая
допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала
выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости, указывал
Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания,
почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует
обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его
деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т.п.
"Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был
простым земледельцем или ремесленником". В подтверждение этого вывода
Мо-цзы ссылался на пример древних. Первым правителем, согласно его концепции,
люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление
Поднебесной, он стал государем — "сыном неба". Древние правители,
утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были
выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом,
третий — каменщиком. Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что
правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого
нескончаемые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма о
выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность
передачи верховной власти представителям трудового народа. Противоречия в учении
моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков
к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве. В противовес конфуцианскому
принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское
человеколюбие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основанную на
привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не
является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково
справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы
мечтал о том, чтобы "люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал
слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы
имущество друг с другом". В этой части концепция опиралась на бытовавшие в
общинах представления о взаимовыручке и имущественных переделах. Наряду с этим всеобщая
любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции
совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от
излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превращалась в
расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к
отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например, что
советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не
раздумывая повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назначает высокое
жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение
людей. Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для
равенства и действительной любви к людям. |
Реклама: |