|
Будущее общество Мелье
представлял в самых общих чертах. Жители каждой деревни, города, местечка
должны составить общину. Они будут "сообща пользоваться одной и той же или
сходной пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жилища,
одинаково хороший ночлег и одинаково хорошую обувь; с другой стороны, должны
все одинаково заниматься делом, т.е. трудом или каким-нибудь другим честным и
полезным занятием". Об организации управления в
будущем обществе Мелье писал кратко: "Все это должно происходить не под
руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а
исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся
к развитию и поддержанию народного благосостояния". Организацию управления
будущим обществом, описанную Мелье, трудно назвать государственной. При строе
общности, писал Мелье, отпадут причины войн, смут и мятежей, не станет судебных
процессов по поводу собственности, а также воровства и других корыстных
преступлений: "Все города и другие общины, граничащие друг с другом,
должны стараться заключить между собой союз и хранить нерушимый мир и единение
между собой, дабы помогать друг другу в нужде, ибо без такой взаимопомощи не
может быть общественного благосостояния". Сочинение Мелье
распространялось в рукописях; извлечения из него, опубликованные Вольтером
(1762 г.), содержали почти исключительно философские и антирелигиозные идеи. Поэтому
"Завещание" Мелье оказало некоторое влияние лишь на развитие
атеистической, антиклерикальной идеологии предреволюционной Франции. Полный
текст "Завещания", содержащий весь комплекс революционных и
коммунистических идей, был издан в 1864 г. Оригинальную концепцию
разработал бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан
(1716—1774), сочинение которого "Истина, или Истинная система" в
рукописи читали Дидро и другие просветители. История человечества, по
Дешану, делится на три этапа. Сначала было "состояние дикости", когда
люди не знали ни собственности, ни власти, ни законов; они были разъединены и
невежественны. Затем люди перешли в
"состояние законов", когда возникли неравенство, собственность, а
также укрепляющие их законы человеческие и божественные. "Состояние
законов" бедственно для человечества. Неравенство достигло крайних
степеней. Социальный порядок поддерживается насилием (человеческие законы,
"шпага") и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сословия
(земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебрежении и угнетении, над
ними господствуют бесполезные сословия (дворяне, духовенство, чиновники). Царят
"безумие нравов", обман и насилие. Постепенное раскрытие и
распространение истины должно обусловить переход к "состоянию нравов,
равенства, или истинного естественного закона", в котором исчезнут частная
собственность, законы, короли, сословия. В "состоянии нравов" не
будет религий, войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции,
воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, арсеналов,
трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем. Люди будут жить поселками,
сообща работать и пользоваться общими домами, амбарами, складами, постройками.
Жизнь станет простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусства,
театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные блюда, драгоценные
камни и т.п. Будут сожжены все книги. Люди будут носить простые удобные одежды,
употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут
абсолютно равны в моральном отношении. Сознание морального единства людей и
простота жизни приведут к отпадению надобности не только в принуждении, но и в
руководстве, управлении. Ряд идей "Истинной
системы" Дешана близок к идеям "Кодекса природы" Морелли. Это —
противопоставление законов природы "искусственным законам", острое
осуждение частной собственности, представление о закономерном переходе
человечества от одного состояния к другому, грубый аскетизм и всеобщая
уравнительность. Но в ряде существенных пунктов выводы Дешана и Морелли резко
расходятся. Морелли — за централизованное тотальное государственное руководство
всей жизнью общества, основанного на общественной собственности. Выводы Дешана
противоположны — он против какой-либо власти человека над человеком в будущем
обществе и даже управления им. |
Реклама: |