|
Детальное регулирование
законами хозяйственных и многих бытовых отношений, искусственное поддержание
бедности, искоренение роскоши и искусств, тотальный государственный надзор и
строгие наказания должны, по мысли Мабли, обеспечить всеобщее равенство граждан
при сохранении строго ограниченной частной собственности. Сочинения Мабли оказали
влияние на развитие демократической и коммунистической идеологии во Франции.
Бабёф назвал "абзацем из Мабли" основной программный документ
"Заговора во имя равенства" (см. § 7). После революции с критикой
идей Мабли выступали идеологи либерализма. Во Франции XVIII в. возникли
и развивались теории общинного безгосударственного коммунизма. Одна из них
изложена в произведении сельского священника Жана Мелье
(1664—1729), вошедшем в историю под названием "Завещание". В "Завещании"
содержится своеобразное понимание естественного права. Одной из центральных
идей Мелье является идея прав трудящегося народа: "Противно разуму и
справедливости обременять народные массы невыносимым бременем и к тому же
отдавать их в жертву несправедливости и угнетению со стороны тех, кто причиняет
им всяческое зло... Нет справедливости в том, чтобы одни несли все тяжести
труда и неудобства жизни, а другие, не зная заботы и труда, наслаждались одни
всеми благами и удобствами жизни". В "Завещании"
резко осуждаются высшие сословия феодального общества, монархия и церковь.
"Вся куча религий и политических законов представляет лишь тайные системы
несправедливости; с помощью религии, — обращался Мелье к крестьянам, —
...князья и сильные земли грабят вас, попирают, притесняют, разоряют и тиранят
вас под предлогом управления вами и поддержания общественного блага". В концепции Мелье нет идеи
общественного договора, положившего начало обществу и государству. Коль скоро
для общего труда необходимо объединение усилий народа и управление им,
невозможно предположить реальное существование обособленных, отдельных
индивидов, а тем самым "естественного состояния", предшествовавшего
общественному. Что касается современного государства, то начало ему положено не
"всеобщим соглашением", а обманом, насилием, принуждением, при помощи
которых на спины трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов,
дворян, чиновников. В "Завещании"
красочно изображена военно-бюрократическая машина абсолютной монархии,
громадная иерархия "подлых слуг тирании", помогающих феодалам и
богачам грабить и угнетать народ. Резкой критике подвергся и
правовой строй абсолютистской Франции. Ряд страниц
"Завещания" посвящен критике частной собственности. Мелье считал
частную собственность одним из заблуждений, оправдываемых христианской религией
(к ним относятся также: вопиющее неравенство состояния людей, существование
тунеядцев, неравенство между различными семьями, нерасторжимость брака, тираническое
правление царей). Частная собственность порождает жадность; отсюда — обогащение
наиболее сильных, хитрых и ловких, злых и недостойных, с одной стороны,
обнищание народных масс — с другой. Осуждение феодализма и
частнособственнического строя в учении Мелье связано с программой народной
революции. Мелье четко определял слои, против которых должна быть направлена
революция. Обращаясь к трудящимся, он писал: "Это не кто другой, как
гордая, надменная родовая знать, которая живет среди вас, попирая и угнетая
вас; это не кто другой, как все эти чванные чиновники ваших князей и королей,
все эти гордые наместники и губернаторы городов или провинций, все эти
заносчивые сборщики податей и налогов, все эти кичливые откупщики и
канцелярские чиновники и, наконец, все эти важные прелаты и церковники,
епископы, аббаты, монахи, захватчики доходных мест и все другие богатые
господа, дамы и девицы, которые ничего другого не делают, кроме как
развлекаются и предаются всякого рода приятному времяпрепровождению, в то время
как ты, бедный народ, занят день и ночь работой, несешь на себе все тяготы
работы в знойный полдень, все бремя государства". |
Реклама: |