|
Идеи безгосударственного
коммунизма обосновывал Сильвен Марешаль
(1750—1803). Уже в период революции, в 1793 г., он писал, что в начале истории
был период патриархального правления, когда люди жили семьями. Затем в результате
ошибки возникло гражданское общество; в нем царят всеобщий эгоизм, скрытая
война людей, обездоленное большинство которых поддерживает существование
горстки сибаритов-деспотов. Пороки гражданского общества не зависят от формы
правления. Все правительства мира являются дефектными. Политические
преобразования ничуть не улучшают положение вещей. Человек исчерпал все
возможные формы правления. Наступило время, чтобы он вернулся к исходному
пункту. Возвращение человечества к
первоначальной свободе Марешаль мыслил как отделение от современного общества
маленьких ассоциаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих
землях. В конечном счете распад гражданского общества на общины-поселения
приведет к исчезновению политической власти, законов, кодексов, конституций.
"Человек не должен подчиняться человеку; только его отец имеет право им
командовать". При новом патриархальном правлении не должно быть других
различий между людьми, кроме различий по полу, возрасту и семье. Не будет
больших городов, исчезнут многие искусства. "Ну и что же? Будет меньше
статуй и больше людей". После термидорианского
переворота 1794 г. Марешаль принял участие в "Заговоре во имя
равенства". Его позиция по вопросам об управлении и об искусствах стала
предметом дискуссии участников заговора (см. § 7). § 6. Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революцииПолитико-правовые доктрины и
программы, с которыми выступали представители Просвещения, нашли свое
практическое воплощение в ходе Французской революции (1789—1794 гг.). В
процессе развития революции произошло неизбежное размежевание третьего
сословия, объединявшего в своих рядах буржуазию, крестьянство и городскую
бедноту, что выразилось в разнообразии политических лозунгов, программ,
проектов законодательных актов. В истории Французской
революции принято различать три главных этапа. На первом из них (1789—1792 гг.)
власть захватили сторонники крупной буржуазии —конституционалисты.
Они стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной
монархии. На втором этапе (1792—1793 гг.) государственная власть переходит к жирондистам — представителям республикански настроенной
буржуазии. Наконец, на третьем этапе (1793—1794 гг.) была установлена
революционная диктатура якобинцев,
выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов. Идеологи каждой из названных
группировок опирались на политические учения Вольтера, Монтескье, Руссо и
других мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении
революционных мероприятий и разработке конституционных актов. Крупнейшими идеологами
лагеря конституционалистов были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами
против абсолютизма, Эмманюэль Сиейес и Антуан Барнав. Для них были характерны
призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (Мирабо),
идеи всеобщего равенства и свободы. В брошюре "Что такое третье
сословие?", получившей широкое распространение накануне революции, Сиейес
проводил мысль о единстве третьего сословия, доказывал, что в отличие от привилегированного
меньшинства оно составляет большинство нации. 26 августа 1789 г.
Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где
торжественно провозглашалось: "Люди рождаются и остаются свободными и
равными в правах". Декларация закрепляла естественные и неотъемлемые права
человека (на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению),
равенство граждан перед законом, а также принцип разделения властей. Значение
Декларации состояло в том, что она была одним из первых конституционных актов,
провозгласивших формально-юридические свободу, права и равенство граждан. |
Реклама: |