|
Кроме "основных и
священных" в "Кодексе природы" содержатся законы
распределительные, или хозяйственные, земельные, об общих порядках, о роскоши,
о форме правления, о воспитании, о научных занятиях, о наказаниях и др. (всего
118 законов). Морелли полагал, что все
стороны жизни граждан должны детально регламентироваться правом. С пятилетнего
возраста все дети помещаются в предназначенные для этого дома. "Их пища,
одежда и первоначальное обучение будут везде совершенно одинаковыми, без всяких
отличий... От 10 до 30 лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное
платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их
занятий". С 30-летнего возраста каждый гражданин "будет одеваться по
своему вкусу, но без особой роскоши. Он будет также кормиться в своей семье,
соблюдая умеренность в еде и напитках". Должностные лица обязаны
пресекать излишества в еде и одежде, строго следить за тем, "чтобы никакое
украшение не могло доставить кому бы то ни было преимуществ или особого
внимания. Всякое тщеславие будет подавляемо старшинами и отцами семейств". Законы определяют, кто в
каком возрасте чем должен заниматься (ремесло, земледелие), когда какую одежду
носить, когда вступать в брак. Предписано даже, в каких науках допускается свобода
проницательности ума, в каких вольнодумство запрещается. Считая свою теорию
единственно научной, отражающей истинный дух законов природы, Морелли полагал
необходимым принять особые меры для того, чтобы человечество в будущем не
отклонилось от этих законов. Истина — одна, заблуждений — много, рассуждал
Морелли. При этом истина — мерило чрезвычайно тонкое и точное. При малейшем
отступлении от нее стремительно нарастает лавина ошибок, и человечество скоро
оказывается в безвыходном лабиринте заблуждений и порожденных ими несчастий.
Поэтому "Кодекс природы" содержит особые "законы о научных
занятиях, долженствующие помешать блужданиям человеческого ума и всяким
трансцендентным мечтаниям". В обществе будут запрещены
умозрения в области "морали и метафизики" (к ним относятся общие
понятия о божестве, человеке, разуме). Будут разрешены исследование тайн
природы (прикладные, полезные науки) и усовершенствование полезных для общества
искусств. Однако число лиц, посвятивших себя наукам и искусствам, будет ограничено,
причем они не освобождаются от обязательного для всех (от 20 до 25 лет) труда в
земледелии. Строгая цензура и
государственный надзор за науками и искусствами, тотальная регламентация жизни,
деятельности, помыслов, вкусов, одежды, семейного положения каждого члена
общества оправдывались тем, что интересы общества стоят выше интересов
личности: "Целое стоит больше, чем часть, даже наилучшая; все человечество
стоит больше, чем наилучший из людей, и нация заслуживает предпочтения пред
самой почтенной семьей и самым уважаемым гражданином". Морелли — сторонник
централизованного в масштабах страны производства и распределения, строго
регламентированных законом и управляемых государственной властью. Основная задача государства
— охранять законы, не допуская повторения ошибок, уже породивших когда-то
возникновение частной собственности и связанные с ней бедствия. Государство
организуется как орудие осуществления законов природы, т.е. лишь как власть
исполнительная и наблюдательная. Поскольку законы природы едины для всего
человечества, "будет только одна конституция, только один
правительственный механизм под разными названиями". Этот механизм может
быть устроен по-разному. Возможна демократия отцов семейств. Соблюдение и
исполнение законов природы в большем порядке и с большей скоростью, писал
Морелли, обеспечивается в "аристократии" (правительство мудрецов,
назначенное народом). Еще бóльшая точность и правильность в движениях
политического механизма достигаются в "монархии", которая, не
забывает добавить Морелли, никогда не выродится в тиранию, если в нее не
проникнет собственность. |
Реклама: |