|
В проекте законов будущего
общества Морелли описывает оригинальную форму организации власти, основанной на
суверенитете законов природы. Нация делится на провинции, провинции включают города,
которые делятся на трибы, трибы — на семьи. Из отцов семейств образуется сенат
города, из представителей городских сенатов — Верховный сенат Нации. Сенаты
подчинены власти законов. Особенность государственного
устройства в том, что все должности замещаются "по очереди" —
освободившуюся должность занимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на
предшествующей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится главой
трибы, глава трибы — начальником города и т.д.). Своеобразный проект демократии
без выборов связан, очевидно, с отрицательным отношением Морелли к политической
деятельности, с опасением, что выборы могут в какой-то мере поколебать
равенство членов общества. Главы триб, начальники
городов и провинций, глава Нации осуществляют надзор за соблюдением законов, за
работами, снабжением и распределением. Еще одна система должностных
лиц образуется из мастеров и старшин корпораций (производственных объединений);
они входят в советы городов, посылающих депутатов в Верховный совет Нации, подчиненный
Верховному сенату. Сенаты запрашивают мнение советов по вопросам производства,
труда, воспитания, распределения и другим и учитывают его при принятии решений.
Сочетание этих двух систем (общенациональной и производственной) органов и
должностных лиц должно обеспечить компетентность руководства процессами
производства, потребления, воспитания. Подобно ряду других
коммунистов Морелли предполагал сохранение в будущем обществе уголовных
законов. Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийство, а равно попытка
"посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью
ввести проклятую собственность". Виновный заключается "на всю жизнь,
как буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище
пещеру". Менее тяжкие преступления
(неповиновение должностным лицам или родителям, оскорбление словом или
действием) должны караться тюремным заключением от одного дня до нескольких
лет. В числе наказаний — лишение права занимать определенные должности на время
или навсегда. Труд как средство исправления не применяется; напротив, легкие
упущения или неаккуратность могут наказываться лишением всякого занятия на
несколько часов или дней, "дабы праздностью же наказать праздность". Путь к восстановлению
попранных законов природы Морелли видел в просвещении. Бедственное положение
людей, порожденное ошибочно введенной частной собственностью, побуждает их
стремиться вернуть "золотой век", восстановить законы,
соответствующие природе человека. Морелли обращается к царствующим монархам с
призывом способствовать прогрессу разума, исправить ошибки политики и морали:
"Чтобы успеть в этом, начните с предоставления истинным мудрецам полной
свободы нападать на заблуждения и предрассудки, поддерживающие дух
собственности. Раз это чудовище будет низвергнуто, постарайтесь, чтобы
воспитание укрепило эту счастливую реформу". Предвидя, что дух
собственности и частного интереса воспротивится учреждению общности имуществ,
Морелли высказывает мысль о необходимости принуждения и подавления возможных
возмущений против восстановления законов природы. "Наша гипотеза не
исключает строгой власти, укрощающей эти первые неудовольствия и принуждающей
на первых порах к обязанностям, которые упражнение сделает затем легкими, а
очевидная их полезность заставит полюбить". Учение Морелли оказало
значительное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. Ряд
идей Морелли развивал Мабли. Затем на "Кодекс природы" ссылались
Бабёф и другие участники "Заговора во имя равенства" (см. § 7).
Учение Морелли повлияло и на идеи коллективистов и коммунистов Франции первой
половины XIX в., особенно на книгу Э. Кабэ "Путешествие в Икарию"
(см. гл. 20). |
Реклама: |