|
§ 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной ФранцииФ. Энгельс писал, что во
Франции в XVIII в. появились "уже прямо коммунистические теории (Морелли и
Мабли)". Морелли (около 1715—?)
— французский просветитель. О жизни Морелли известно мало. Под этим именем в
середине XVIII в. опубликовано несколько произведений (например,
"Базилиада"), причем главная книга Морелли — "Кодекс природы,
или истинный дух ее законов" (1755 г.) долгое время приписывалась Дидро. "Кодекс природы"
содержит теоретическое обоснование строя, основанного на общественной
собственности, и нечто вроде проекта конституции будущего общества:
"Образец законодательства, согласного с намерениями природы". В политико-правовой
концепции Морелли заметно влияние идей Платона, содержащихся не только в книге
"Государство" (критика частной собственности, обоснование общности
имуществ и государственного руководства общественной идеологией), но и в
сочинении "Законы" (детальная и тотальная регламентация законами всех
сторон жизни граждан). Доктрина Морелли основана
также на некоторых положениях теории естественного права. Морелли изображает
естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись только законам
природы, предписывающим общность имуществ и всеобщую обязательность труда.
Обществом управляли отцы семей, ведавшие организацией труда и воспитанием. Морелли писал, что конец
естественному состоянию (отказ от законов природы) положило не соглашение
народа, а процесс нагромождения ошибок, главная из которых — "чудовищный
раздел произведений природы". На каком-то этапе истории, рассуждал
Морелли, люди из-за роста населения, переселений и т.п. столкнулись с
трудностями, для преодоления которых достаточно было урегулировать права и
обязанности каждого члена общества, распределить между ними занятия, взаимную
помощь и пользование движимыми вещами. Вместо этого кто-то когда-то разделил
имущество. Учреждение частной собственности "перевернуло вверх дном законы
природы", исказило страсти людей, породило жадность. Возникла
"всеобщая чума — частный интерес —
эта изнурительная болезнь всякого общества". В результате для подчинения
людей порядку пришлось издать великое множество "жестоких и кровавых
законов, против которых природа не перестает возмущаться". Морелли настойчиво
подчеркивал связь государства, политики, морали с отношениями собственности. Он
возражал Монтескье, различавшему принципы демократии, аристократии, монархии и
деспотизма. "Все они покоятся, — писал Морелли, — в большей или меньшей
мере, на собственности и интересе". При сохранении частной собственности,
рассуждал Морелли, концентрация богатств неизбежно ведет к тому, что демократия
превращается в аристократию, аристократия — в монархию, а та — в тиранию;
поэтому совершенно бессмысленно искать наилучшую форму правления; пока не уничтожены
собственность и порожденные ею частные интересы, никакие политические
преобразования не приведут к положительному результату. Морелли излагает понимание
свободы, отличное от того, которое обосновывали буржуазные просветители:
"Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и
безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и,
следовательно, законные желания". Такая свобода обеспечивается только
восстановлением общественной собственности, соответствующей природе человека.
Поэтому первый "основной и священный "закон будущего общества гласит:
"В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому
бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться
для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда". К "основным и
священным" относятся также законы, определяющие право и обязанность
каждого гражданина трудиться "сообразно своим силам, дарованиям и
возрасту", право получать прокормление и содержание на общественный счет. |
Реклама: |